"Поместите группу добросовестных лиц, способных обучать ведению сельского хозяйства, на хорошую ферму с добротным просторным домом и амбаром при нем, привлеките к сотрудничеству толкового фермера; если есть нужда, соорудите несколько временных построек для проведения лекций, а затем, возможно, постройте и конюшню; дайте немного денег преподавателям, с тем, чтобы они приобрели книги и оборудование; оповестите их, что как только они смогут показать плоды своих трудов, они получат дополнительные средства; сделайте так, чтобы все временные усовершенствования производились с прицелом на будущее; дайте, насколько возможно, свободу действий преподавателям в том, что касается предметов обучения и дисциплины, и почти наверняка в каждом штате Союза успех будет весьма обнадеживающим"
Учебные предметы были соответствующими. В Университете штата Канзас в 1875 г. числились курсы "Ферма", "Уход за детьми", "Плотницкое дело", "Поделка мелкой мебели и шкатулок", "Токарное искусство", "Изготовление повозок", "Покраска", "Кузнечное дело", "Кройка и шитье", "Работа лобзиком", "Резьба". В "Курсе для леди" 1871 г. штата Айова значился предмет "Домашняя экономика", куда входили лекции жены президента колледжа на кулинарные темы. К 1905 г. в 18 земельных колледжах, большинство из которых находились на Западе, были на постоянной основе организованы кафедры экономики домашнего хозяйства.
"В Соединенных Штатах, в отличие от более заселенных стран Западной Европы, образование строилось в виде странно перевернутой пирамиды. "Высшие учебные" заведения, предполагавшие открыть всем без исключения гражданам доступ к наиболее высоким и наиболее сложным отраслям знаний, появлялись в невероятном количестве, тогда как в стране еще не было достаточно широкого механизма подготовки к ним. Высшее образование распростраилось по всей территории, его предлагали амбициозные и претенциозные заведения, щедро поддерживаемые государственной казной, тогда как в судах еще оставались сомнения, правомерно ли собирать налоги с целью финансирования государственной средней школы."
Между Революцией и Гражданской войной создание сети многочичсленных колледжей было вызвано колонизацией и миссионерством. "...Большая часть новых колледжей была основана в западных поселениях и на самых дальних заселенных рубежах. Из 180 с лишним колледжей и университетов, основанных в те годы и сохранившихся до XX века, более сотни возникли за пределами первых тринадцати колоний... Если в Европе колледжи и университеты основывались в древних городах, то в Соединенных штатах они по большей части возникали в местах, которым только еще предстояло обзавестись населением и достигнуть развития." С одной стороны, "простейшим способом доказать обоснованность надежд на "городскую" будущность того или иного поселения было обзавестись как можно скорее всеми атрибутами большого города, в число которых наряду с газетами и отелями входили и высшие учебные заведения". А с другой стороны, как отмечал Ф.Линдсли, президент-новатор нового внецерковного университета в Нэшвилле в 1834 г.: "Главной причиной чрезмерного множества и крошечных масштабов западных колледжей, несомненно, является раздробленность наших конфессий. Почти каждая церковная секта обзаводится собственным колледжем и в каждом штате имеет хотя бы по одному. Из десятка колледжей в Огайо, Кентукки и Теннесси лишь два-три не принадлежат церковным сектам."
"Неудивительно, что уровень "смертности" колледжей был так же высок, как и уровень "смертности" городов. В юго-западных и западных штатах он составлял в среденм свыше 80 процентов. К 1930 г. функционировало менее одного из пяти колледжей и университетов, основанных перед Гражданской войной. Более 700 колледжей приказало долго жить к 1860 г. В целом самый высокий уровень продолжительности жизни приходился на старые шататы Новой Англии."
"То множество университетов и колледжей, которое имела Америка, и та скорость, с какой они разрастались, были беспрецедентными. В 1870 году в США было 563 высших учебных заведения. К 1910 году их число составило около тысячи, а количество обучающихся в них студентов - треть миллиона. В то же время в шестнадцати университетах Франции насчитывалось около 40 тысяч студентов, что почти соответствовало числу преподавателей американских высших учебных заведений. К 1935 году число американских вузов возросло до 1500, а студентов стало более миллиона; к 1960 году вузов было 2000, студентов - более трех миллионов. К 1970 же году вузов насчитывалось 2500, студентов - более семи миллионов."
"Новый тип высшего образования появился в результате целого ряда обстоятельств, характерных для Америки. Достаточно любопытным является тот факт, что этому способствовало наличие на Американском континенте пустующих земель, которые совершенно неожиданно превратились в основное средство для строительства и жизнеобеспечения новых учебных заведений. Так, благодаря тому, что федеральное правительство владело землями, которые были достоянием всего американского народа, стало возможно создание "земельных колледжей" или "колледжей с земельным уклоном".
Это был лишь один из типов учебных заведений, но они отражали новые веяния, и характерно то, что их идея пришла не из восточных городов, а с Запада. В деле их распространения сыграли большую роль братья Тернеры, Эйса и особенно Джонатан - дети фермера, окончившие Йель. Сначала они приняли деятельное участие в создании Иллинойского колледжа в Джэксонвилле в 1830-33 г.г., но в 1847 г. Дж.Тернер был вынужден его покинуть из-за своих аболиционистских взглядов. Одновременно Тернер искал растение, которое можно было бы использовать в качестве оград (до изобретения, да и возможности широкого производства, колючей проволоки было еще около 30 лет). Найденное и пропагандируемое им растение - осаджское апельсиновое дерево - быстро набрало популярность, что вместе с опытом преподавания привело его к идее о необходимости новой формы высшего образования для будущих поколений фермеров. В 1851 г. Тернер выступил с доктриной университета штата для производящих классов: цивилизованное общество разделено на два класса, "профессионалов" (врачи, юристы, литераторы, проповедники), составляющие не более 5% населения, и все остальные, "производящие". Новые университеты должны были нарушить монополию 5% на высшее образование - должен быть хотя бы по одному университету для производящих классов в каждом штате, где будут учить ведению сельского хозяйства, бухгалтерскому учету, технологии промышленного производства всех желающих. В результате агитации Тернера в 1853 г. законодательное собрание Иллинойса отправило петицию в Конгресс с просьбой о выделении федеральных земель для создания в каждом штате производственных колледжей. Идея Тернера нашла в Конгрессе союзника в лице члена новой Республиканской партии Джастина Моррила, выдвинувшего в 1857 г. законопроект о предоставлении штатам участков федеральной земли, доходы от продажи которой должны пойти на создание по меньшей мере одного колледжа штата. Несмотря на вето в 1859 г. президента Бьюкенена, Морилл в конце концов добился, что в 1862 г. закон был подписан президентом Линкольном. За земельные фонды и наделы стали бороться как уже существующие вузы. включая частные (например, это укрепило Массачусетский технологический институт), и с их помощью были созданы новые вузы (например, Корнелский университет, тоже частный).
В 1882 г. в земельных колледжах училось всего 2243 чел., к 1895 г. их число приблизилось к 25000, в 1916 г. - 130000, что составляло треть всех студентов вузов, а через 10 лет число студентов там достигло 400 тыс. чел. Значение земельных колледжей не исчерпывалось числом студентов, т.к. другим колледжам и университетам, чтобы выдержать конкуренцию и не лишиться федеральных субсидий, приходилось расширять свои программы, добавляя предложения "демократического характера". Курсы по домоводству способствовали распространению совместного обучения, и к 1920 г. женщины получали уже треть всех степеней, присуждаемых университетами. Популярность высшего образования вызвала новый этап филантропии - ряд миллионеров сделали крупные пожертвования (в результате чего открыты университеты Гопкинса, Стэнфорда, Дьюка, Чикагский университет на средства Рокфеллера, фонды Карнеги и пр.).
А что же с подготовкой для поступления в вузы ? "Около 1900 г., когда американцы обнаружили, что располагают обширной сетью колледжей и университетов, открытых для каждого, они задумались над тем. каким же образом каждый сможет получить необходимую подготовку" - ведь "в 1890 г. среднюю школу посещало совсем небольшое число американцев; из детей в возрасте от 14 до 17 лет в средних государственных и частных школах вместе взятых учились менее 7%". Еще в 1743 г. Б.Франклин пришел к идее о необходимости более широкой школы выше начальной помимо подготовки в вузы. Между Революцией и Гражданской войной было создано около 1300 такого рода "академий" - преимущественно частых заведений, дававших широкое образование детям, не собиравшимся далее учиться в колледже. Движение за государственную среднюю школу началось в Массачусетсе: в 1821 г. в Бостоне была открыта первая такая школа, а в 1827 г. закон штата требовал от каждой общины свыше 500 семей содержания средней школы не менее 10 месяцев в году. Однако к началу Гражданской войны в США создано порядка только 300 таких средних школ (ср. с числом колледжей). Вот почему и говорится о перевернутой пирамиде американского образования в период становления системы...
(все, как и в случае про торговлю льдом с Индией - из "Американцев" Бурстина, т.2 и 3; продолжение - возможно, как-нибудь...)