Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Кое-что о становлении образования в США

В 1867 г. журнал American agriculturalist давал следующие инструкции по созданию аграрного колледжа:

"Поместите группу добросовестных лиц, способных обучать ведению сельского хозяйства, на хорошую ферму с добротным просторным домом и амбаром при нем, привлеките к сотрудничеству толкового фермера; если есть нужда, соорудите несколько временных построек для проведения лекций, а затем, возможно, постройте и конюшню; дайте немного денег преподавателям, с тем, чтобы они приобрели книги и оборудование; оповестите их, что как только они смогут показать плоды своих трудов, они получат дополнительные средства; сделайте так, чтобы все временные усовершенствования производились с прицелом на будущее; дайте, насколько возможно, свободу действий преподавателям в том, что касается предметов обучения и дисциплины, и почти наверняка в каждом штате Союза успех будет весьма обнадеживающим"

Учебные предметы были соответствующими. В Университете штата Канзас в 1875 г. числились курсы "Ферма", "Уход за детьми", "Плотницкое дело", "Поделка мелкой мебели и шкатулок", "Токарное искусство", "Изготовление повозок", "Покраска", "Кузнечное дело", "Кройка и шитье", "Работа лобзиком", "Резьба". В "Курсе для леди" 1871 г. штата Айова значился предмет "Домашняя экономика", куда входили лекции жены президента колледжа на кулинарные темы. К 1905 г. в 18 земельных колледжах, большинство из которых находились на Западе, были на постоянной основе организованы кафедры экономики домашнего хозяйства.

"В Соединенных Штатах, в отличие от более заселенных стран Западной Европы, образование строилось в виде странно перевернутой пирамиды. "Высшие учебные" заведения, предполагавшие открыть всем без исключения гражданам доступ к наиболее высоким и наиболее сложным отраслям знаний, появлялись в невероятном количестве, тогда как в стране еще не было достаточно широкого механизма подготовки к ним. Высшее образование распростраилось по всей территории, его предлагали амбициозные и претенциозные заведения, щедро поддерживаемые государственной казной, тогда как в судах еще оставались сомнения, правомерно ли собирать налоги с целью финансирования государственной средней школы."

Между Революцией и Гражданской войной создание сети многочичсленных колледжей было вызвано колонизацией и миссионерством. "...Большая часть новых колледжей была основана в западных поселениях и на самых дальних заселенных рубежах. Из 180 с лишним колледжей и университетов, основанных в те годы и сохранившихся до XX века, более сотни возникли за пределами первых тринадцати колоний... Если в Европе колледжи и университеты основывались в древних городах, то в Соединенных штатах они по большей части возникали в местах, которым только еще предстояло обзавестись населением и достигнуть развития." С одной стороны, "простейшим способом доказать обоснованность надежд на "городскую" будущность того или иного поселения было обзавестись как можно скорее всеми атрибутами большого города, в число которых наряду с газетами и отелями входили и высшие учебные заведения". А с другой стороны, как отмечал Ф.Линдсли, президент-новатор нового внецерковного университета в Нэшвилле в 1834 г.: "Главной причиной чрезмерного множества и крошечных масштабов западных колледжей, несомненно, является раздробленность наших конфессий. Почти каждая церковная секта обзаводится собственным колледжем и в каждом штате имеет хотя бы по одному. Из десятка колледжей в Огайо, Кентукки и Теннесси лишь два-три не принадлежат церковным сектам."

"Неудивительно, что уровень "смертности" колледжей был так же высок, как и уровень "смертности" городов. В юго-западных и западных штатах он составлял в среденм свыше 80 процентов. К 1930 г. функционировало менее одного из пяти колледжей и университетов, основанных перед Гражданской войной. Более 700 колледжей приказало долго жить к 1860 г. В целом самый высокий уровень продолжительности жизни приходился на старые шататы Новой Англии."

"То множество университетов и колледжей, которое имела Америка, и та скорость, с какой они разрастались, были беспрецедентными. В 1870 году в США было 563 высших учебных заведения. К 1910 году их число составило около тысячи, а количество обучающихся в них студентов - треть миллиона. В то же время в шестнадцати университетах Франции насчитывалось около 40 тысяч студентов, что почти соответствовало числу преподавателей американских высших учебных заведений. К 1935 году число американских вузов возросло до 1500, а студентов стало более миллиона; к 1960 году вузов было 2000, студентов - более трех миллионов. К 1970 же году вузов насчитывалось 2500, студентов - более семи миллионов."

"Новый тип высшего образования появился в результате целого ряда обстоятельств, характерных для Америки. Достаточно любопытным является тот факт, что этому способствовало наличие на Американском континенте пустующих земель, которые совершенно неожиданно превратились в основное средство для строительства и жизнеобеспечения новых учебных заведений. Так, благодаря тому, что федеральное правительство владело землями, которые были достоянием всего американского народа, стало возможно создание "земельных колледжей" или "колледжей с земельным уклоном".

Это был лишь один из типов учебных заведений, но они отражали новые веяния, и характерно то, что их идея пришла не из восточных городов, а с Запада. В деле их распространения сыграли большую роль братья Тернеры, Эйса и особенно Джонатан - дети фермера, окончившие Йель. Сначала они приняли деятельное участие в создании Иллинойского колледжа в Джэксонвилле в 1830-33 г.г., но в 1847 г. Дж.Тернер был вынужден его покинуть из-за своих аболиционистских взглядов. Одновременно Тернер искал растение, которое можно было бы использовать в качестве оград (до изобретения, да и возможности широкого производства, колючей проволоки было еще около 30 лет). Найденное и пропагандируемое им растение - осаджское апельсиновое дерево - быстро набрало популярность, что вместе с опытом преподавания привело его к идее о необходимости новой формы высшего образования для будущих поколений фермеров. В 1851 г. Тернер выступил с доктриной университета штата для производящих классов: цивилизованное общество разделено на два класса, "профессионалов" (врачи, юристы, литераторы, проповедники), составляющие не более 5% населения, и все остальные, "производящие". Новые университеты должны были нарушить монополию 5% на высшее образование - должен быть хотя бы по одному университету для производящих классов в каждом штате, где будут учить ведению сельского хозяйства, бухгалтерскому учету, технологии промышленного производства всех желающих. В результате агитации Тернера в 1853 г. законодательное собрание Иллинойса отправило петицию в Конгресс с просьбой о выделении федеральных земель для создания в каждом штате производственных колледжей. Идея Тернера нашла в Конгрессе союзника в лице члена новой Республиканской партии Джастина Моррила, выдвинувшего в 1857 г. законопроект о предоставлении штатам участков федеральной земли, доходы от продажи которой должны пойти на создание по меньшей мере одного колледжа штата. Несмотря на вето в 1859 г. президента Бьюкенена, Морилл в конце концов добился, что в 1862 г. закон был подписан президентом Линкольном. За земельные фонды и наделы стали бороться как уже существующие вузы. включая частные (например, это укрепило Массачусетский технологический институт), и с их помощью были созданы новые вузы (например, Корнелский университет, тоже частный).

В 1882 г. в земельных колледжах училось всего 2243 чел., к 1895 г. их число приблизилось к 25000, в 1916 г. - 130000, что составляло треть всех студентов вузов, а через 10 лет число студентов там достигло 400 тыс. чел. Значение земельных колледжей не исчерпывалось числом студентов, т.к. другим колледжам и университетам, чтобы выдержать конкуренцию и не лишиться федеральных субсидий, приходилось расширять свои программы, добавляя предложения "демократического характера". Курсы по домоводству способствовали распространению совместного обучения, и к 1920 г. женщины получали уже треть всех степеней, присуждаемых университетами. Популярность высшего образования вызвала новый этап филантропии - ряд миллионеров сделали крупные пожертвования (в результате чего открыты университеты Гопкинса, Стэнфорда, Дьюка, Чикагский университет на средства Рокфеллера, фонды Карнеги и пр.).

А что же с подготовкой для поступления в вузы ? "Около 1900 г., когда американцы обнаружили, что располагают обширной сетью колледжей и университетов, открытых для каждого, они задумались над тем. каким же образом каждый сможет получить необходимую подготовку" - ведь "в 1890 г. среднюю школу посещало совсем небольшое число американцев; из детей в возрасте от 14 до 17 лет в средних государственных и частных школах вместе взятых учились менее 7%". Еще в 1743 г. Б.Франклин пришел к идее о необходимости более широкой школы выше начальной помимо подготовки в вузы. Между Революцией и Гражданской войной было создано около 1300 такого рода "академий" - преимущественно частых заведений, дававших широкое образование детям, не собиравшимся далее учиться в колледже. Движение за государственную среднюю школу началось в Массачусетсе: в 1821 г. в Бостоне была открыта первая такая школа, а в 1827 г. закон штата требовал от каждой общины свыше 500 семей содержания средней школы не менее 10 месяцев в году. Однако к началу Гражданской войны в США создано порядка только 300 таких средних школ (ср. с числом колледжей). Вот почему и говорится о перевернутой пирамиде американского образования в период становления системы...

(все, как и в случае про торговлю льдом с Индией - из "Американцев" Бурстина, т.2 и 3; продолжение - возможно, как-нибудь...)
Tags: XIX в., образовательное
Subscribe

  • Не забыть сказать 04-му (но он в курсе скорее всего)

    Под впечатлением от записей о предках ЖЖиста enzel стал смотреть сайт Костромского Госархива (что там о нашей усадебке-то мол узнать можно :-)). Он,…

  • Сроки хранения

    В правовых базах данных появился проект (совместно Росархив и ЦБ) Перечня документов банков с указанием сроков хранения. В общем, похоже увеличено…

  • Самый старый документ

    который я видел, выходящим из текущего делопроизводства ("типа в архив") - 1971-го г. Это документ о недвижимости (квартире) совзагранучреждения в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments