Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Кое-что о литературных мистификациях

прямо-таки в тему о Марьяне Беленьком с его стихотворениями Есенина и Маяковского о Муссолини http://wyradhe.livejournal.com/210658.html#comments

Во что все-таки выливается мистификация через 10-15 лет:

"Авторы свежевышедшей книги «Секретная цивилизация Луны» (М., «Яуза», «Эксмо», 2011), журналисты-конспирологи Игорь Осовин и Сергей Почечуев, обнаружили, что впервые о необычайной беседе Сталина с Трумэном российское телевидение сообщило еще в 2004 году в документальном фильме «Луна: иная реальность» (режиссер Алексей Горовацкий, генеральные продюсеры Ирена и Дмитрий Лесневские, телекомпания REN TV). Сначала шли кадры реальной хроники Потсдамской конференции с закадровым текстом о предложении генералиссимуса разделить Луну, затем в кадре появлялся «исследователь лунных феноменов» Сергей Цебаковский и с глубокомысленным видом преподносил зрителям ту самую цитату из книги историка Роберта Майлина.

Беда в том, что разговор Сталина с Трумэном о Луне сочинил я. Как изобрел я и Роберта Майлина, и его не существующую в природе книгу Hirosima Followed Potsdam (New York, 1966).

Чтобы объяснить, откуда что взялось и почему, надо вернуться на восемнадцать лет назад и сделать небольшое автобиографическое отступление.

В 1993 году я выдумал доктора филологических наук по имени Рустам Святославович Кац, а затем под маской липового доктора выпустил в саратовском университетском издательстве тиражом тысяча экземпляров фантастический роман. По форме это была квазимонография «История советской фантастики» — про то, как еще в 1917-м Владимир Ильич решил, что именно писатели-фантасты займутся государственной идеологией, а основной темой их писаний (тесно увязанных с деятельностью Агитпропа и прочих серьезных ведомств) будет битва большевиков за Луну. Таким образом, главной маниакальной целью партийного руководства от Сталина до Черненко стало достижение и освоение самого крупного спутника Земли, а вектор развития советской литературы — и заодно всей советской страны — чуть сместился по сравнению с реальностью."

"Надо признать, судьба малотиражной книги доктора Каца сложилась на удивление удачно: она была замечена критиками, собрала десятки рецензий, попала в разные литсправочники, получила три премии — от любителей НФ, от коллег-фантастов и от Бориса Стругацкого. Вслед за саратовским изданием вышло московское. (Замечательный фантастовед, ныне покойный Всеволод Ревич, подготовил сокращенный вариант «Истории советской фантастики» для нескольких номеров журнала «Знание — сила».)"

"Вернемся к Луне. Ошарашенный неожиданным открытием, я поспешно провел собственные изыскания и довольно быстро обнаружил еще два документальных фильма — про то же самое. Один назывался «Луна. Секретная зона» и был снят режиссером Виталием Правдивцевым для телеканала «Россия» в 2007 году (тогда же и показан), второй — под названием «Пришельцы. Захват Луны» — был изготовлен в прошлом году (режиссер Евгений Шахматнов) телекомпанией «Дарьял» для ДТВ. Хотя режиссерами значились разные люди, зачин всех трех фильмов был абсолютно одинаков: на фоне хроникальных кадров нам рассказывалось о проекте Иосифа Виссарионовича еще в 1945 году поделить спутник Земли между великими державами и про американского переводчика Майлина, который эту судьбоносную идею запечатлел в своих мемуарах.

И дело не ограничивалось телефильмами! Во всемирной паутине я с некоторым даже мистическим ужасом обнаружил ссылки на десятки публикаций, сетевых и бумажных, — от бульварного петербургского таблоида НЛО до ежедневной газеты «Подмосковье», учрежденной правительством Московской области и областной Думой. Ту же лунно-сталинскую тему граждане мусолили на разнокалиберных интернет-форумах от Владивостока до Тамбова и Белой Калитвы.

В числе ресурсов, вовлеченных в этот околоземный круговорот, оказались весьма экзотические, вроде Ведического информационного агентства, форума по альтернативной энергетике, астрологического портала astrohome.ru, сайта russkiy-rok.ru и клуба фанатов Ю. Мухина, но были и более-менее нормальные сетевые медиа вроде inoСМИ.ru. Два-три человека осторожно сомневались (мол, в материалах Потсдамской конференции ничего подобного не нашлось), но прочие высмеивали маловеров: не нашлось потому, что было засекречено, а теперь вот рассекречено и доступно народу."

"Кстати, это уже как минимум второй случай, когда цитата из литературного произведения приобретает видимость документа. Первый — когда рассуждения героя романа Анатолия Иванова «Вечный зов» прижились в «патриотических» публикациях, посвященных коварному ЦРУ, мутировали и в конце концов превратились в некий «План Даллеса», выдаваемый за реальный."

"Об авторе: Роман Арбитман — прозаик, один из главных мистификаторов в современной русской литературе. Под псевдонимом Рустам Кац выпустил книгу «История советской фантастики» (премия Бориса Стругацкого «Бронзовая улитка-93»). Под псевдонимом Лев Гурский пишет в жанре иронического триллера (книги «Убить президента», «Спасти президента», «Никто, кроме президента»). Отдельный цикл романов Гурского строится вокруг частного детектива Якова Штерна. Самой резонансной книгой Льва Гурского стало сочинение «Роман Арбитман. Биография второго президента России» (опубликовано в 2009 году). Живет в Саратове, и, кажется, только это из всего, что о нем известно, не подлежит сомнению."

http://mn.ru/newspaper_freetime/20110916/304896205.html
Tags: писатели
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment