Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Русские крестьяне идут в суд

Правовая культура в деревне 1905-1917 г.г. [Реферат одноименной книги J.Burbank] / Шевырин В.М. // История России в современной зарубежной науке. Сборник обзоров и рефератов - М.:ИНИОН, 2010 - С. 239-247

Дела волостных судов "дают возможность исследователию получить представление о правовой культуре в сельской России в начале XX в. Они оказались самыми многочисленными из всех существовавших судбных инстанций. С 1860 по 1914 г. число дел в них неуклонно росло и составило 80% всех дел в стране. Волостной суд включал трех или четырех судей (крестьян) и секретаря - местного грамотея. Не было никаких адвокатов. Судящиеся стороны - крестьяне - сами представляли свои дела. Свидетельства были устные, по суду предоставлялись документы и приглашались свидетели, обычно крестьяне же... Юрисдикция волостных судов по мелким преступлениям определялась законом. По гражданским делам, особенно по делам о наследовании, суд мог руководствоваться и местными обычаями".

"Знали ли крестьяне или нет писанный закон ?" - ставит вопрос автор и отвечает, что нет, если иметь в виду громадный Свод законов... Но сельские жители знали то, что им нужно было знать: знали, что закон может быть использован; знали много из того, что он защищает, и знали самые его нормы. Автор не разделяет мнения тех специалистов, которые утверждают, что для развития правовой культуры была необходима единая юридическая система. По мнению Дж.Бербанк, так как через волостные суды проходило большинство дел большинства населения страны, т.е. крестьян, то скорее волостные суды можно было считать основой для общей юридической системы, чем окружные суды, которые служили меньшинству подданных империи".

"...Крестьяне во многих случаях могли выбирать, идти им на суд или нет. И через их выбор - судиться и как это делать, они упрочивали значение закона. Волостные суды не были ни орудием в борьбе крестьян против государства, ни его стьронниками, они участвовали в законном судебном процессе и таким образом взаимодействовали с государством."

"В рамках волостных судов и на индивидуальном уровне крестьяне могли одолеть деревенский патриархат. Конкретные дела по вопросам ответствености, обязательств и власти в семье решались крестьянскими судьями вне властной структуры деревни... Возможность использовать закон для решения местных споров и определения стандартов общественного поведения характеризует роль сельских жителей в перестройке их жизни - жизни огромного большинства позднеимперской России. Крестьяне могли критиковать официальных лиц, некоторые законы и бунтовщиков, но отношения между собой они строили на правовой основе. Через волостные суды крестьяне имели и связь с властью в деле обязательств по налогам и службе, защите своих прав и др... В свою очередь правовая культура крестьян содействовала повышению роли закона и мирной трансформации государства"

"Главным актором процесса становилась не семья, а личность, которая отстаивала свои права, уповая на закон. Крестьяне, обращавшиеся в суд, надеялись на мирное разрешение их дел на основе закона. Поэтому автор не принимает живучий миф о доминировании крестьянского "обычного права", базирующийса на устарелой этнографии. По мнению автора, крестьянские ценности, проявлявшиеся в волостных судах, можно характеризовать как буржуазные."

"Политические и социальные привычки российских элит, основанные на правовой сословности и аристократической антибуржуазной этике, формировали их идеи о гражданстве, из которых исключались ответственность, налогообложение и т.д. Общественность России была не буржуазной, в то время как плебейское, гражданское общество с буржуазными ценностями существовало в крестьянских деревнях и судах без умения сделать себя общественностью"

[В общем, книжка интересна, хотя сам реферат имеет недостатки - некоторые необходмые подробности опущены, хотя они не заняли бы много места. Например, не указаны уезды, к которым относились рассмотренные волостные суды, 7 - Московской губернии, 2 - Петербургской и 1 - Новгородской. Ведь скорее всего Богородский уезд может оказаться непохожим на Волоколамский, например...]
Tags: XX в.
Subscribe

  • Кстати про научпоп

    (к предыдущему) В последнее время 24_doc радует. Пару дней назад был интересный фильм про основателя фанка и соула певца James Brown, включая не…

  • О трансляции парада

    Смотрел трансляцию России1 (а не ПК). В общем, ударились они там в демонстрацию возможностей телевидения: вон скока у нас камер, как мы могём быстро…

  • "Приучи ! Кота! К керамзиту!"

    (из рекламы сети строительных магазинов) Кажется, начался подъем рынка рекламы. Но в современных условиях своеобразно: похоже, заказчики при…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments