Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Categories:

Иглы и головки: взаимозаменяемость

Чтобы не пропадали каникулярные изыскания, напишу сюда еще одно аудиофильское псто. Может, стоило бы его на ixbt или на hi-fi.ru для затравки темы, но у наших другой подход - всегда стараются получить аутентичный продукт, т.е. головку звукоснимателя с родной иглой. Что-то не то коллекционерское, не то барыжистое в этом есть :-), боюсь не поймут (но подумаю). Но в буржуйских странах подход - совершенно противоположный, в связи с тем, что у них не было эпохи дефицита и виниловая традиция не прерывалась. Поэтому всегда много производителей запасных частей к продукции даже уже несуществующих производителей, на форумах - много обсуждений замен и их результатов.

В общем, насколько удалось установить по форумам Аудиокарма, Винилассилум и др. подобным, наиболее универсальными является старая продуктовая линейка Ортофона, до появления современной серии 2М (ну, рассматриваю только нижнюю и среднюю часть линеек, и только ММ; да и у МС головок исключительно редко иглы сменяемые, из-за самой конструкции). Иглы ко всем ортофоновским головкам от старого Конкорда 70-х до ОМ примерно соответствуют друг другу, взаимозаменяемы ! (ну, нужно уточнять в конкретных случаях - не разбирался в какую сторону совместимы старые Конкорды, LM и более новые ОМ, может быть односторонняя совместимость, на форумах упоминаются наличие нюансов). Причем это касается как хайфайных, так и диджейских головок, т.е. в диджейскую головку можно поставить иглу верхнего хайфайного уровня, и это даст улучшение, хотя, как говорят на западных форумах, конечно, не до уровня той же иглы в хайфайной головке более высокой серии (т.е. иглу с заточкой Гейгер от СуперОМ40 можно ставить и в простой ОМ). Но это еще не все: к ортофоновским головкам много игл сторонних производителей, причем обычно более высокого класса заточка дешевле в 1,5-2 раза оригинальных ортофоновских соответственного уровня. Правда, нет полных соответствий: сторонние есть иглы с заточкой Шибата и SAS (=microridge), но у самого Ортофона нет аналогов (там верхние - другие разновидности игл с линейным контактом - упомянутый Гейгер и др.). С учетом того, что иглы у ортофоновских головок менять исключительно просто, это делает старую продукцию Ортофон (сейчас в формате ОМ и Конкорд делаются только нижняя часть хайфайной линейки и диджейская) очень привлекательной для любителей копаться в технике.

Аналогичная ситуация - и с некоторыми другими производителями, но не так выражено. Иглы к МI-головкам Градо также взаимозаменяемы, но там нет такого количества сторонних производителей, а также их трудно менять (специально указывается, что прежде чем ставить новую иглу, потренируйтесь на своей старой). Т.е. иглы для головок в верху серии Престиж (Сильвер и Голд) подходят к нижней части линейки (Блэк), более того - любители рекомендуют на замену ставить до сих пор производящиеся или остающиеся в запасах иглы 8MZ для предыдущих серий головок (превосходят Голд при более низкой цене - они продают их по той же цене, что 20 лет назад). Ну, эффект тот же - улучшение будет, но конструктивно головки Градо отличаются, причем даже больше, чем ОМ Ортофона (у Ортофона все СуперОМ отличаются только иглами, и ОМ10 и выше - тоже), у Градо же градация гораздо более дробная. Сходная ситуация - с головками Нагаока, т.е. на форумах сообщают, что там взаимозаменяемы иглы к головкам МРхх и МРхх0, хотя конструкция самих тушек отличается. У других производителей (Shure, Аудиотехника и др.) ситуация тоже похуже Ортофона, но с другим знаком: там обычно нет такой взаимозаменяемости родных игл (ну, иногда возможна с доработкой пластмассовой части корпуса - что-то обрезать и т.д.), а у Голдринга есть внутри серий (т.е. отдельно 10хх и 2ххх), зато много сторонних производителей, причем даже для самых дешевых головок. Например, даже в РФ представлена игла от Jico для самой нижней 91-ой Аудиотехники (аналог 3600-й иглы); интересно, что для этой головки есть и игла с заточкой Шибата (но в РФ официально не поставляется - она в несколько раз дороже самой головки, но относительно такой продукции в принципе - дешевая, ниже 100 долл.).

Ну, также очень много сторонних производителей игл для винтажных головок, ныне не производящихся (Шуры 15-е), либо даже несуществующих ныне вендоров (Empire, Pickering и др.). Но это уже другая история и здесь у нас некоторые аудиофилы, насколько можно понять по форумам и объявлениям с коммерческими предложениями, делают исключение, ставят неродные иглы.

Добавлю, что написанное не должно рассматриваться как руководство - это просто воспроизведение слухов :-). Лично я уже, похоже, немного накололся: хотя пишут, что для проигрывания монозаписей 60-х хорошо использовать иглу с более толстой сферической заточкой (25 микрон), и я взял в этом качестве ProS (диджейская - но иначе не бывает в комплекте). Но похоже зря: на внутренних треках хуже проигрывает, не справляется (правда, может быть антискейтинг не настроен, пока не разобрался), и говорят, что для слишком толстых игл как раз такой эффект может выйти. Т.е. лучше все равно брать было эллипс (допустим, если все же следовать все же рецепту о специальной моноигле, более толстый, чем стандартный - тоже диджейский).
Tags: музыкальное, хозяйственное
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments