Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Categories:

Смотрел вчера книжку 1914 г.

В.В.Геймана (будущего председателя Петроградской военно-цензурной комиссии в 1917 г., собственно по этой причине - вроде он?) "По градам и весям родной земли (10000 верст на автомобиле)". Ну, прямо таки блоггер: на 128 страниц 13 двусторонних листов вклеек с фото, по 2 фото на страницу, помимо них - книжная графика (заставки к главкам). В общем, при спонсорстве "Нового Времени", "Руссо-Балта" (машина их, с пробегом уже, правда - 50 тыс. верст) и производителя шин "Колумб-Проводник" проехалась компания Джером-Джерома из 4х человек летом 1913 г. по маршруту Петербург-Москва-Нижний-вдоль Волги до Балашова с заездом в крупные города-Воронеж-Харьков-Екатеринослав-Херсон-Николаев-Одесса-Киев-Гомель-Витебск-Псков (с заездом в Ригу)-Петербург с целью разведок путей для международных пробегов, а также описания достижений русской промышленности и благоустройства (и высмеивания недостатков). В общем, по хорошим дорогам 75 верст и более в час тогда было более чем достижимо, например - из Петербурга в Новгород Великий, Владимирское шоссе из Москвы (это при том, что не асфальт). Но вот где не было - там их не было по-настоящему, и так, с чем не сталкиваются вовсе нынешние путешественники: т.е. когда не только дороги толком нет, но и местные жители не знают, как куда-либо проехать, причем это могло касаться и окрестностей крупнейших городов, например - Одессы (приехали нормально, а вот выехали со второй попытки). Самым сложным, кажется, был путь от Волги к Воронежу - вот где им поплутать и поплавать пришлось (дождливая погода; про использование цепей поверх покрышек даже не говорю - это повсеместно). Рассадниками автомобилизма в провинции были яхт-клубы, в некоторых городах их члены в честь петербургских путешественников устраивали автопробеги (особенно крупный - в Саратове). Были и смешные случаи: как-то застряли, но тут внезапно их спас местный автолюбитель на переделанном Аргусе (немецкий грузовик) с покрышками из шкур морского зайца (т.к. владелец - хозяин соответствующего промысла в Архангельске; на фото кстати непонятно, что покрышки необычные - может автор приврал). Вообще, конечно, машин было мало, и под Нижним автор записал характерную сцену:
- А ходят ли здесь машины ?
- Ходят, часто ходят. Вот в третьем году одна шла, да застряла.
(Кстати, интересно словоупотребление - в данном случае не "мотор", хотя производные от "мотора" тоже в тексте есть, не выписал только. Может, географические различия в словоупотреблении были ?).
Вообще же, при внешнем богомолии автора (описывал все свои посещения церквей и соборов, и перемеживал описания дорожных приключений патриотическими экскурсами в историю проезжаемой местности), он весьма фриволен. Например, при описании поедания икры где-то на Волге он вдруг сделал отступление на тему, а что если бы рыба сама ловила "прекраснейших из наших дам", "а детей, в соленом или свежем виде, пускала бы продажу на фунты по высокой цене" и "больше всего ликовала бы форель при виде вкусных институток в томате" (и т.п. - описание почти на одну страницу; есть аналогичные рассуждения с призывом ходить голыми, как "краснокожие" - при описании 40-градусной жары в Харькове). Интересны описания всякого рода предприятий (Брянский завод в Екатеринославе, шахты Юзовки - куда он заехал на поезде кстати - и т.д.), вплоть до явного "продакт-плейсмента" при описании большого коммерческого рыбного холодильника в Москве (указан производитель оборудования, отечественный, из Ревеля, и инженер, руководивший монтажем). В общем, занятное ретро-путешествие с "джинсой" образца 1913 г. - кто бы переснял и выложил (вот переиздавать - вряд ли, т.к. качество текста - блоггерское, кроме того - инвективы против "израильского царства", к месту и не к месту, только еврея-ветерана 1877/78 г. похвалил). Вот чего не понял - в конце книжки есть реклама шин "Проводника", основанная на этих 10000 верстах, но еще и на 15000 километрах по Европе: что, была еще и вторая книжка, описывающая "евротур" автора ? (или кого-то из его спутников)

Апдейт. Оказывается, "уже" http://retrograd.org/Documents/GeimanVV1913.pdf
Однако, в выдержках (оставлены только дорожные впечатления, да и то не все) и без картинок и фоток...

Апдейт-2. Есть современный комментарий к описанию проезда через Вязники (Владимирск.губ)
http://tsiplev.ucoz.ru/forum/8-21-1

Апдейт-3. Так он еще и писатель-фантаст и переводчик-библеист, вот в чем дело (если одно и то же лицо - псевдоним Вега). Расстреляли ли его большевики в 1918 г., когда поймали? (он же до кучи еще и корниловско-колчаковский заговорщик).
Tags: XX в., ученые чтения
Subscribe

  • Кто был в Думе

    (4 чел. упомянуто перекочевавших) тому на "Лубянке" водки не досталось :-) https://voencomuezd.livejournal.com/1487715.html

  • Кофе и не очень кофе-брейки

    Сознаюсь, в обеденный перерыв на Лубянских чтениях пил водку. Четверо ведущих за другим столиком тоже пили и больше даже (где-то не менее 0,7 на…

  • Неожиданно вчера

    оказался на "красном шабаше" ВИФа :-) Собственно, рассчитывал на вифовскую тусовку в классическом стиле, но такой атмосферы не получилось из-за…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment