Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

"Человек уже застрелился

а ты его книжку еще не прочитал" (с), о Хемингуэе, из сериала

Все смотрят сериалы новые, "Анну Каренину" всякую, а я как-то с временным лагом. Добрался до "Оттепели" (2013 г.), на самом деле - по ошибке, перепутал с "Таинственной страстью" (она тоже на очереди). В общем, смешанное впечатление: когда задумывается Наш Аналог "Секса в большом городе", почему-то выходит "Все мужчины SVO". Правда, с точностью утверждать не могу, что именно так плохо, поскольку оригинала, сериала MadMen, не видел, хотя и наслышан. Как будто сериалы в первый раз снимают, одним словом - как в начале 90-х реально была попытка сериала, еще без связи с иностранными форматами, где авторы попытались сделать многосерийный серьезный фильм задешево в одну декорацию (про возвращение из тюрьмы бывшего мужа, все же прописанного в квартире и вынужденного спать тут же на раскладушке на стесненной площади со своими родственниками, бывшей женой, ее мужем-тоже одноклассником и т.д.; с фоновой темой-музычкой кстати). В "Оттепели" - побогаче декорации, конечно, но в принципе тоже так, хоть не все время, а как бы только со срывом в серьезное (когда фоновая музычка веселая замолкает - в противоположность 92-му году, когда музыку добавляли в драматичные места). Для сериала такая неровность - явный недостаток, т.к. вынуждает зрителя оценивать персонажи и ситуации по канонам серьезного кино, и тогда сериал не выдерживает критики, т.к. в свою очередь, по законам уже сериальных жанров, там есть определенная стереотипизация. (В хорошем сериале она может стать парадигматической, задающим образцом, средние пользуются уже элементами прежних находок, а самые простые могут быть целиком из штампов).

В общем, в персонажах в "Оттепели" - полная сборная солянка, часть явно с претензией на парадигматичность, часть умеренно стереотиная, а часть - явно, но при этом взята она не из мира сериалов, а из мира советского кино примерно того времени. Возможно, это задумано для создания пародийного эффекта, т.к. отечественная "Оттепель" - про жизнь людей вокруг съемок кино, а не про рекламщиков, как в "Безумцах" (кстати в 60-е г.г. настоящей рекламой в СССР была, как ни странно, по большей части только реклама кино, но про это сериал не снимешь :-)) Поэтому заманчиво, наверно было, ввести туда в качестве "прототипов за сценой", наоборот, типажи из собственно кино того времени (в первую очередь это жена старшего режиссера-лауреата Федора - как бы персонаж из каких-нибудь "Девчат", удачно вышедшая замуж), но из-за сочетания с серьезными персонажами вышло не очень - особенно, когда в кадре все три типажа. (Например, упомянутая жена Федора, ее подруга Люся-оператор - средней стереотипности персонаж из кино про советскую жизнь, и один из малочисленных почти серьезных персонажей кинооператор Хрусталев). Этот Хрусталев - центральный персонаж с серьезной драмой: он пытается обеспечивать свое достойное независимое положение, но поскольку в СССР это по социально-экономическим причинам было невозможно (коллективизЬм и согласования, и особенно в его отрасли, в кино), все время гадит окружающим, за что они считают его сволочью, но хорошим человеком, ценят и любят. Однако, видимо, из сериальных целей (конфликт со следователем-ветераном, пытающимся прижать его как увильнувшего от службы на фронте сына высокопоставленного конструктора военной техники и морально-политического разложенца), он украшен "вишенками", портящими его как серьезный персонаж. По-просту, он психологически практически невозможен, т.к. такое поведение "в жизни" характерно для лиц либо 30-х г.г. рождения (а он показан как 1926 г.), или уж точно служивших на фронте. Это недодумка - можно было исправить, сделавши его хотя бы конца 1927-1928 г.г. рождения, но приписавшим себе возраст в начале войны, а потом пошедшим на попятную, без всякого погибшего старшего брата-добровольца и т.п. (да, пришлось бы как-то сочетать с отцом-генералом - но это сценаристы пусть выворачивались бы; также - из-за "дани погибшему дядюшке режиссера Тодоровского" все равно не стоило бы). Либо, наоборот, как-то выровнять персонажи по степени стереотипности, дотянуть всех до уровня старшего режиссера Федора (Мих.Ефремов - может в этом сложность, трудно артистов подобрать ?) или младшего - Егора (но подобрали же), тогда они смогли бы выглядеть все как-то более парадигматично - так и новые сезоны можно было бы снимать :-). Но в целом и это смотрибельно, если настроиться не очень серьезно и еще - не искать прототипов. (Нашел в других любительских рецензиях, что в сериале есть и сюжетные прототипы - из советского кино 60-х тоже, но ИМХО по сравнению с стереотипами-нестереотипами персонажей это обстоятельство мало заметно).

Вот в "Таинственной страсти" без прототипов не обойдешься, кое-кого буду выискивать во второстепенных (хотя надо было бы прямо в тексте Аксенова...).
Tags: телевизионное
Subscribe

  • По библиотеке

    ходил общительный "пожилой ученый" азиатской наружности. В национально украшенной орнаментами не то пижаме, не то спортивном костюме. Тюбетейки или…

  • Не про Инессу Арманд

    О политической близости или Кто с кем спал в Русской революции. (Попытка рейтинга :-)) 1. Милюков со Скобелевым на шубе Родзянко в Таврическом…

  • Сколько сейчас

    по улицам ходит лысеющих теток младшего среднего возраста (про мужиков даже не говорю, этих и раньше полно было). Где-то до половины черепа залысина…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments