Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Categories:

Думал тут наклепать

как про Канта постинг "Теория цвета Гете в связи с естествознанием его времени" (даже чуть более продвинутый - со значением для современности, путем сравнения некоторых решений с дальнейшим развитием). Но облом: в сети другое издание "Истории физики" Кудрявцева, а дома (где правильное, первые два тома по мере выхода) лень писать. Да и книжка про Гете (советская от "Молодой гвардии", это как Гегель, Кант и пр. от Гулыги, маленькие такие) - вообще на даче, если не путаю наличие (впрочем, в англоВики, кажется, сама его теория даже лучше изложена, чем в книжке).

Придется изложить еще хуже :-) (в общем-то себе для памяти, постороннему запись может показаться довольно-таки "герметичной", т.к. не разработана). Короче, где-то до конца XVIII в. "цвета физиков" еще не вполне отделились от цветов как мы их видим, также "цвета философов" (признававших цвет вторичным признаком, например) и т.п. Ведь цвет - это сочетание объективного и субъективного, и даже в качестве одного объективного зависит не только от длин волн, но и от наличия рецепторов и т.п.

Но в конце XVIII в. было открыто расширение спектра в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне, в первой четверти XIX - всякие новые открытия в области дифракции и т.п. (но это уже не про цвет, а про волновую теорию). В области же цвета открыта спектроскопия: строго говоря, с предсказательной силой - в 50-60-е г.г. XIX в., но затемнения в спектре Солнца - в самом начале века. В первой половине века целью в области изучения спектра было установить, в частности, единство спектров отраженного света и свечения, а также соответствия спектров тем или иным химическим элементам. (Тоже кстати недавно открытым - с атомными весами и пр.,- парадоксально, Дальтоном, который также открыл дальтонизм). Одним словом, изучение цвета в физике ушло в сторону от описания нашего цветового восприятия, тогда как ранее связь еще сохранялась.

Гете разрабатывал свою теорию цвета или собирать данные к теории цвета (против ньютоновской) на рубеже XVIII-XIX в.в., и новейшие открытия проходили мимо него, т.к. подходы к критике теории цвета Ньютона он разработал раньше, а далее стал проводить опыты. Как считается, у него много интересных наблюдений, но интерпретация совершенно неверная. Так он считал темноту разновидностью цвета, как бы вторым полюсом света (белого, естественного), а цвета - их взаимодействием. Тем не менее, его некоторые наблюдения предвосхищают некоторые способы представления цветов в компьютерной графике - HSB модель (тон, насыщенность, яркость). Его странная теория вполне поспособствовала изобретению чего-то похожего на цветовое колесо этой модели (но не полностью похожего - он еще ввел туда символизм цветов: соответствия темпераментам и т.п.).

(А дальше про Гете в англоВики читайте, у него еще и другие предвосхищающие наблюдения можно наковырять, я совсем не про это хотел написать, Гете же только для примера :-))

После этого изучение цвета как именно комбинации объективного и субъективного, в общем-то и закончилось. Разделилось между физикой и психологией в итоге. При этом в области цвета не появилось ничего подобного нотной записи в музыке. (Ну, скорее всего музыка имеет уклон в субъективную сторону восприятия звука, хотя и не "научно-психологическую", т.к., если у других животных есть октава, она может иметь другой диапазон и количество ступеней - вдруг гармоничным может казаться им различие частоты не в 2 раза как человеку ? Об уклоне музыки в субъективную сторону говорит и то, что нотная запись не приспособлена к записи любых звуков, не только музыкальных.). Но в описаниях цветов - еще хуже, и если есть классификации, то они зависят от цветовых палитр компьютерной графики (она дала расширение наименований цветов как минимум до 256 штук).

На третье - сладкое :-). Цвет остался проблемой и для философии - в XX в. стал примером в проблеме субъективных, приватных сущностей, воспринимаемых только субъектом (квалиа - вместе со всякими ощущениями вроде боли и т.п.). Однако, все рассуждения при этом ведутся без учета возможного лучшего описания субъективно воспринимаемых цветов (тем более - возможности строгих операций с ними): речь идет, например, о возможности или невозможности разного ощущения "красного". Но при современном уровне описания невозможно установить идентичность цветов даже при признании единственности, универсальности их линейки (что у людей переживание цветов одинаково). Понимание "алого" или "багряного" даже в этом случае у разных людей может отличаться просто в силу разного закрепления значения слов за оттенками (а не из-за различия восприятий, ощущений, переживаний). Действительно, можно с помощью экспериментальной психологии установить, какой частоте тот или иной оттенок соответствует, и что шкала может отличаться у разных людей, но понятийных средств проникновения в опыт цвета по-прежнему нет.

Это как если бы у нас не было понятий о числах и геометрических понятий - проникновение в соответствующие области было бы крайне затруднено. Так что если бы без них каким-то образом развилась философия "до квалий", сейчас бы в проблему этих самых квалий были бы включена и проблема переживания пространства тоже :-). Поэтому ИМХО актуальным является вопрос (развитый выше в комментариях к постингу "про эйнсоф"), возможна ли выработка и оперирование, сходно с математикой, другими сущностями, не относящимся к геометрии и числам напрямую (т.е. минуя геометрию и числа, полностью или частично), тем же цветом ? В случае возможности, это может дать инструмент для разработки областей на грани субъективного и объективного, вроде цвета (или чисто субъективное, вроде музыки). И это дополнительно к вопросам, связанным с сущностью нашего разума...

(надо будет поправить)
Tags: философское
Subscribe

  • Выборы, выборы, кандидаты п...

    ...римечательные. В общем, в нашем районе местная оппозиция (та, которая не добрала 1-2 голоса в прошлый раз для захвата муниципального совета,…

  • Навстречу дню рожденья

    Рецепт спиртного напитка. Берется абсент или иной крепкий спиртной напиток (чтоб заметно более 40% - от 60), досаливается почти до степени, когда…

  • О патриотическом стихосложении

    и литературоведении (им. Военно-исторического общества, видимо) Вдруг из Ганиной из ямы* Колченогий и хромой** Вылезает Царь наш, с раной,*** И…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments