Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Гудков по итогам изучения постсоветского человека

Левада-центром (в сб. как ни странно "Одиссей" за 2007 г., ссылки опускаю)

"Процесс негативной мобилизации (в отличие от "позитивной" мобилизации, например, успешной электоральной деятельности какой-то политической партии или моды) обусловлен движениями "снизу вверх". Представления, взгляды, фобии или настроения, присущие низовым слоям и группам, социально-культурной периферии, заимствуются, подхватываются или сознательно эксплуатируются более высокими статусными группами в качестве настроений массы, которыми "нельзя пренебрегать", которые следует "уважать" и "учитывать" - в виде или "голоса народа", или преполагаемого ресурса поддержки, или "самой объективной действительности" Распространение подобных представлений идет от средне-низовых групп и периферийных слоев наверх, захватывая более респектабельные уровни политики и журналистики, имиджмейкеров, пропаганды, а затем и репродуктивные институты - вузы, школы и пр."
...
"Однако особенность негативной мобилизации заключается в том, что ее результатами оказываются не просто суррогаты идеологии, а такие представления, претензии, манифестации, которые, принимая форму массовых или групповых мнений, осознаются или воспринимаются как заведомо ценностное снижение собственных установок и норм поведения, как приписывание другим мотивов действия, намеренно оскорбительных по отношению к ним. Эта намеренность снижения ясно осознается и говорящим, и воспринимающим"
...
"Цинизм - это не релятивизм (не социальная, метафизическая и т.п. моральных принципов), а установка на сознательную девальвацию сферы того, что считается "высоким", что придает надынидивидуальную значимость человеческим мотивам и действиям"
...
"Цинизм создает условия для снятия социальных, прежде всего - межгрупповых и культурных различий, утверждая общность "минималистских" моральных представлений о социальности, примитивное единство социального мира как войны всех против всех и компенсирующее это негативное состояние представление о вожде, национальном лидере, персонифицирующем компромисс желательного и возможного."
...
"Таким, например, было доминирующее восприятие "оранжевых событий" на Украине. Преобладание у россиян негативных чувств в отношении массового энтузиазма, проявленного противниками украинской номенклатуры, связано не только с имперским комплексом обиды на "младшего брата", но и с темным раздражением, похожим на отношение старого циника и неудачника к юношескому романтизму и увлеченности. То же самое относится и к абсурдной квалификации мотивации чеченских сепаратистов или террористок-смертниц ("...они воюют лишь из-за денег"), равным образом - и к российским военным ("...выиграть эту войну невозможно, потому что командование российской армии продажно, оно куплено чеченцами и не хочет воевать"). Примечательная двойственность этого сознания заключается в том, что несмотря на это, абсолютное большинство россиян признает эту войну "несправедливой".

Эту массовую неспособность к пониманию других, точнее к пониманию именно энтузиастических реакций и душевных переживаний - следует считать одной из важнейших особенностей антропологии посттоталитарного, постсоветского человека, характерной составляющей национальной идентичности русских. Речь идет не о неразвитости или человеческой тупости, но о склонности к объяснению действий других людей (как партнеров, так и оппонентов) самыми низкими мотивами и интересами, готовность принять любой вздор за самоочевидные вещи, если только эти аргументы отталкиваются от "подлой" стороны человеческой натуры как общезначимой и "рациональной" основы социальности. Дело, разумеется, не в "психологии", а в том, что задается прежде всего самими институтами государства, а далее воспроизводится в групповых нормах социального поведения, "заложничестве" населения, оказывающегося под контролем чиновничества.

Апелляция российских политиков, политологов, политтехнологов к геополитике предполагает то же самое сознание: мы (Россия) ничем не отличаемся от других стран, называющих себя "демократическими", "цивилизованными", "развитыми", и у нас есть свои национальные "интересы", сводящиеся к утверждению своей силы, власти, получению тех или иных преференций, ибо никаких других интересов или принципов, кроме равенства в силе, желания доминировать, пользоваться выгодами экслпуатации, по существу нет. Всякие другие "философствования" - лишь лицемерные попытки закамуфлировать свои хищнические стремления "благородными" словесами."
...
"Разочарование в прежних возвышенных идеях и принципах ведет не к смене картины реальности, а к разрушению всего ценностного нормативного порядка в закрытом и репрессивном обществе, особенно тогда, когда оно начинаиет менятся".
Tags: дыбр
Subscribe

  • Не забыть сказать 04-му (но он в курсе скорее всего)

    Под впечатлением от записей о предках ЖЖиста enzel стал смотреть сайт Костромского Госархива (что там о нашей усадебке-то мол узнать можно :-)). Он,…

  • Сроки хранения

    В правовых базах данных появился проект (совместно Росархив и ЦБ) Перечня документов банков с указанием сроков хранения. В общем, похоже увеличено…

  • Самый старый документ

    который я видел, выходящим из текущего делопроизводства ("типа в архив") - 1971-го г. Это документ о недвижимости (квартире) совзагранучреждения в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments