Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Categories:

Сменил технобзик

с видеокарт на цифроаналоговые преобразователи. Карту-то мне приятелю дарить или не дарить на день рожденья (такой же как у меня полукруглый - может у него и так хорошая, он же знатный игрун, да еще и с кучей детей, - и тогда опять просто в конверте выдам), а ЦАП - может себе. Более-менее разобрался вроде с технической стороной на пользовательском уровне, но так и не принял решение, нужнО или нет.

Цифровые проигрыватели вообще делятся на ЦАПы, преобразующие поступающий с других источников стандартный цифровой сигнал (PCM или DSD), и прочие, которые умеют читать файлы самостоятельно. Этот второй род - более новый (появились после 2005 г.), и представляет собой фактически специализированный музыкальный компьютер (сетевой проигрываетль, а иногда в последнее время это комбайн с дисковым проигрывателем DVD и SACD). Как и вся техника, обе категории делятся на брендовые и небрендовые (последние либо массовая китайская продукция, либо авторские, в обоих случаях качество непредсказуемо; авторские, конечно, с бОльшими претензиями).

В случае сетевых проигрывателей даже затрудняюсь назвать что-то из китаепрома (как-то не интересовался - хотя вроде теперь есть и брендовый Китай с Кореей), а из брендовых что-то приличное - от TEAC, Pioneer, Denon (и выше в строну hi-end). Но ценник вменяем только на вторичном рынке (фактически это остаточная стоимость - от 20 тыс. руб., вдвое-втрое ниже цены на новое), т.к. такая техника устаревает быстро из-за появления новых форматов и соответственно дешевеет. За 10 лет хай-эндный аппарат начальной стоимостью в 3 тыс. долл. может подешеветь до 500 долл. именно из-за неполной функциональности - не работает с новыми форматами, а прошивки не обновляются (как пример: в pc-1.ru c полгода лежало примерно за такую цену изделие от T+A - MP 1250 R). Эти категорию не надо путать с более универсальными файловыми проигрывателями, включая видео, медиаплеерами типа Dune и т.п. (которые часто еще и со встроенными винчестерами) - данная категория именно аудио, без всякого видео, т.е. имеет только выдачу сигнала на конечный усилитель мощности аудио, причем только стерео - многоканального звука там тоже нет.

ЦАПы/DACи более универсальны, т.к. расшифровка формата лежит на другом устройстве, компьютере или проигрывателе. В золотую эру компакт-диска (вторая половина 80-х-сер. 90-х) проигрывателем был обычно собственно проигрыватель CD (или только транспорт, не имевший ЦАПа) или редкие цифровые магнитофоны, поэтому ЦАПы были устройствами, ориентированными на энтузиастов и hi-end (или верхний hi-fi). После распростарнения цифровых форматов улучшенного качества (по сравнению с MP3) ЦАП пошел в массы, и теперь на рынке много устройств, часто совмещенных с усилителем для высококлассных (или претендующих на это) наушников.

В общем, ЦАПы\DAC'и делятся сейчас на стационарные и для мобильных устройств. Которые для мобильных обычно могут брать цифровой сигнал только через USB, и у них редко более одного входа, они обычно имеют усилитель для наушников. ИМХО в их случае надо смотреть прежде всего на функциональность, т.е. чтобы брал максимально возможно больше видов сигнала. В силу портативности (чтоб всунуть) это часто хороший показатель и качества устройства. Хороший пример - iDSD от iFi (устройство берет все существующие виды сигнала до 32/384 и даже перспективные, вроде до DSD 512), и который имеет смысл покупать на вторичном рынке из-за цены (через три-пять лет оно все равно устареет). У стационарных (при этом некоторые вполне по размеру почти портативны) достоинство - в большем количестве входов цифрового сигнала (а иногда - еще и аналогового, если ЦАП совмещен с усилителем для наушников, "цапоусь" на жаргоне). Это позволяет использовать их для улучшения качества звукового тракта с уже имеющимися дисковыми проигрывателями (например, DVD в качестве источника стереосигнала - в отличие от hi-fi CD встроенный в DVD ЦАП обычно упрощенный, либо упрощенные выходные каскады, это при том, что у DVD обычно есть цифровой выход). Лично у меня 3 источника цифрового сигнала, включая компьютер - соответственно стационарный ЦАП мне бы пригодился. В последнее время есть тенденция впихивать ЦАПы с USB входом в интегральные усилители, чем занимаются и главные бренды (Yamaha и т.п.) - это может быть вариантом для новичков компонентного аудио. Но лично у меня все и так есть, кроме ЦАПа, хотя многое и чиненое уже.

Ну, и теперь про недорогие китайские ЦАПы (до 30 тыс. руб. если новые, от 5 до 15 - б/у). Основное их достоинство - в модульности конструкции, т.е. часть микросхем вставлены в специальные разъемы без пайки, и их можно заменить на более качественные компоненты, найдя в интернете аналоги (на форумах можно найти даже обсуждения звучания конкретных твиков тех или иных аппаратов). Из микросхем без переделки подводки (т.е. перепайки всяких кондесаторов и проч.) обычно меняют операционные усилители, а из прочих простых твиков чаще всего меняют внешний источник питания (с прилагаемого в комплекте импульсного на линейный). Иногда с немного повышенным против паспорта вольтажом: например, на 0,5-1,5 В, если адаптер по паспорту нужен на 9 В (все равно вольтаж в таких аппаратах проседает, и небольшое превышение как раз позволит поддержать паспортную мощность). Цена таких апгрейдов невелика - в пределах 2 тыс. руб. Недостаток - продолжение достоинства: китайцы часто стараются впихнуть начинку именитых производителей (т.е. узнаваемых потребителями - вроде собственно ЦАП-процессора ESS 9018) без внимания к ее "обвязке" (прочим компонентам), поскольку собственно именитые микросхемы не так уж и дороги - редко более 20 долл. (в этом отличие от компьютерной техники). И несмотря на цену из-за массовости и относительной простоты часть микросхем бывает поддельной (достаточно 3-5 долл. разницы и серии в несколько десятков тысяч штук отбивают цену необходимого для перебивки маркировки оборудования), для твика их надо покупать у проверенных поставщиков (крупных российских или рекомендованных другими пользователями китайских). Поэтому при выборе китайской техники нужно учитывать мнение других пользователей (более передовых энтузиастов :-)) не только при планировании твика, но и при выборе самой модели.

На закуску - про провода. В общем, на форумах сообщается, что бытовые брендовые USB кабели (не хайфайных брендов - Hama, Vivanco и т.п.), если их не использовать как подводку электропитания, а только для передачи сигнала, до 5 метров длины вполне функциональны и для передачи цифрового аудиосигнала. С оптикой (Тослинк) особых проблем нет, только в ценнике дело, если длинный кабель: к б/ушному ЦАПу за 5-10 тыс. р. будет жаба душить купить 7-метровый оптический кабель за те же 5 тыс. (или пусть даже дешевле - 3 тыс.), нужно решать дело расстановкой аппаратуры в комнате, чтобы использовать короткие дешевые за 100 р. Интересней всего с длинными коаксиальными электрическими: фабричные дОроги, но можно задешево сделать самому, взяв 75-омный кабель нужной длины (для спутникового, кабельного и иного цифрового телевидения) и также 75-омные разъемы обжимные (недостаток: не нашел, чтобы в одном месте это хозяйство продавалось со склада, а не под заказ, как ни странно - может спецы и могут подобрать из наличия, но мне нужно, чтобы "на лбу написано было" про совместимость).

Осталось только про конкретные китайские марки. Собственно говоря, всё на форумах - иногда в них участвуют представители фирм, продающих эту технику, например http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=95:177 (Часть перечня изделий с первой страницы темы можно найти уже на вторичном рынке за вдвое меньшую цену, а через пару лет там всё будет; собственно, на часть нераспроданного тогдашнего новья сохранились цены 2014 г., несмотря на курс рубля - китайцы снижают цены на старые модели, это как на компьютерном рынке). Надо отметить, что публика со специализированных форумов собственно по аудио (вроде hi-fi.ru) обычно низко оценивают китайскую технику. Но, кажется, она пересекается по качеству и по цене с нижними моделями ЦАПов некитайских хай-фай производителей, представленных на российском рынке - Cambridge Audio, ProJect, Arcam и т.п., превосходя их набором функций и легкостью твика.

Лично я выбираю между б/ушным несколько устаревшим аппаратом со вторичного рынка за 5 тыс. (компактный стационарный) и новым полноразмерным (вплоть до XLR разъемов) тоже китайским и от сомнительного производителя более чем в 3 раза дороже. Лотерея... Но далее - сильный разрыв по ценнику, т.к. соответствующие западным аналогам одной и более дорогой цены у китайцев начинается от 1,5 тыс. долл., это для настоящих энтузиастов (т.к. и другие компоненты системы должны соответствовать). В промежутке - зона риска, хорошие по характеристикам средние и среднедорогие китайские продукты могут оказаться немузыкальными (не меломанскими, а аудиофильскими), кроме того нельзя забывать про винтаж. Например, новое изделие от Audio GD за 25 тыс. руб. на R-2R схеме теоретически может быть очень хорошим (соответствовать более дорогой брендовой технике), его хвалят на форумах, но с ним конкурирует и винтаж рубежа 80-90-х на той же схемотехнике по примерно такой же остаточной цене (в хорошем состоянии скорее всего какие-то предусилители с ЦАПом тогдашние будут лучше, если не считать более современных цифровых форматов).
Tags: музыкальное, хозяйственное
Subscribe

  • Не про Инессу Арманд

    О политической близости или Кто с кем спал в Русской революции. (Попытка рейтинга :-)) 1. Милюков со Скобелевым на шубе Родзянко в Таврическом…

  • Невыдуманный анекдот

    На другом форуме изложил местный анекдот из ЖЖ: "(все предрассудки в одном слове) Биткоган" И получил в ответ "Акембит"

  • Путин и погода

    (анекдот из собакинского официоза, который бесплатно в ящики бросают - от 15 июня, между прочим; т.е. не только "неудобные вопросы бегущей строкой"…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments