Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Categories:

Кое-что еще об оплате писательского труда

и ее источниках (в публике), в дополнение к старому постингу, про Англию http://b-graf.livejournal.com/17371.html (кстати, до сих пор не получил Рейтблата назад - лучше было дать сначала сведения Аникановой о советских писателях)

"Семнадцатый век разворачивается под знаком постепенного нащупывания наиболее перспективных писательских стратегий. При этом под "перспективиностью" следует понимать не только собственно эстетический поиск, но и избрание экономически выгодных жанров. Иерархия жанров в интересующий нас период отражает - наряду с умозрительной, идущей от Аристотеля и аристотеликов "табелью о рангах" - критерий доходности. Нередко траектория писательской карьеры определялась именно этими, меркантильными, обстоятельствами. Известно, что молодой Жан Расин своей маловыразительной "Одой на выздоровление короля" добился выделения ему скромной стипендии, но затем - обладая исключительным чутьем в финансовых делах - забросил поэзию и обратился к театру (как к наиболее доходному на тот период виду литературного творчества). Что касается романа, то он в интересующий нас период чем дальше, тем выше оплачивался. Так, третий том "Астреи" (1618) принес Оноре Д'Юрфе тысячу ливров дохода (плюс шестьдесят авторских экземляров), а за вторую и третью части "Клеопатры" (1646) Ла Кальпренед получил от издателя уже три тысячи ливров. Разумеется, типографы не забывали и о собственных интересах: к примеру, плоды исключительного коммерческого успеха, выпавшего на долю романа "Великий Кир", пожинал прежде всего издатель Огюстен Курбе и уже в меньшей степени - Мадлена и Жорж Де Скюдери. Впрочем, имеются и примеры исключительной скромности авторов, в качестве гонорара просивших выделить им часть тиража собственных книг (Р.Декарт) или даже сочинения других авторов (Ж.Барклай"...

"В XVII веке у имущих классов пробуждается интерес к коллекционированию книг, домашние библиотеки превращаются в символ высокого положения в социальной и культурной иерархии. К тому же начиная с 1620-х - 1630-х годов формируется новая, буржуазная по своему происхождению романная аудитория (финансисты, судейские, реже коммерсанты). Правда, в рекомендациях по составлению библиотек, принадлежащих Г.Ноде и Ш.Сорелю, романы далеко не на первом месте - как, впрочем, и поэзия; акцент ставится на познавательных (исторических и политических) сочинениях. Зато существенно, что одним из важнейших требований к книжному собранию становится его открытость, доступность для широкого круга лиц; сословно-иерархическая дифференциация читателей Ноде отметается."

"Долгое время роман являлся дорогостоящим товаром; покупка романа остается значительным ударом по бюджету даже во второй половине века. Как свидетельствует в 1671 году Шарль Сорель, за романы приходится платить больше, чем за "серьезные ученые книги" аналогичного объема. Вот почему, как указывает Р.Бём, в интересующий нас период "книга выполняет много других функций помимо познавательной; она является также ценным предметом", служит подарком и выражает душевную склонность дарителя.

Для снижения стоимости романов стало развиваться печатание изданий формата in-12 (что было удобно и для книговладельцев, составляющих обширные библиотеки). На протяжении XVII века романы постепенно дешевели и за счет более низкого качества бумаги, печати и переплета; благодаря этому они входили в круг чтения более широкой аудитории (в начале столетия ситуация носила парадоксальный характер, когда высокая стоимость романов приходила в противоречие с их низким социокультурным статусом). Именно через роман в культурный обиход проникает понятие "моды".

[Далее есть глава о значении периодической печати в распространении романа] "Что касается "Галантного Меркурия" (с 1678 г. он издавался ежемесячно), то это издание оказалось весьма долговечным и продолжало выходить (под названием "Французский Меркурий") вплоть до 1825 года. Оно явилось фактически первым во Франции периодическим изданием чисто развлекательного характера и адресовалось преимущественно женской аудитории...
...Нет сомнения, что аудитория "Галантного Меркурия" была шире, чем у выпущенных отдельным изданием романов. В пользу этого говорит сравнительый анализ стоимости: так, средняя цена одного тома "Клелии" (всего 10) составляла пять ливров (или сто су), а за полный комплект "Великого Кира" приходилось выложить не менее 48 ливров, тогда как "Меркурий" в 1679 году продавался по тридцать су. Низкая цена, хороший переплет и высокая периодичность принадлежали к "внетекстовым" приемам, с помощью которых издатели привлекали внимание читательской аудитории"

[далее идет глава об экспорте романов в Италию и итальянских параллелях: "из всех литературных жанров именно роман неуклонно превращается в предмет потребления", "писательство все более отчетливо предстает как один из источников дохода", аудитория романов в Италии была менее структурирована, чем во Франции, классовую принадлежность затруднительно четко сформулировать]

Чекалов К.А. Формирование массовой литературы во Франции. XVII - первая треть XVIII века - М.: ИМЛИ РАН, 2008 - С. 30-33, 35
Tags: XVII в., книговедческое, писатели
Subscribe

  • По библиотеке

    ходил общительный "пожилой ученый" азиатской наружности. В национально украшенной орнаментами не то пижаме, не то спортивном костюме. Тюбетейки или…

  • Сколько сейчас

    по улицам ходит лысеющих теток младшего среднего возраста (про мужиков даже не говорю, этих и раньше полно было). Где-то до половины черепа залысина…

  • Бремя собственности

    Собрание в ЖСК было таким продолжительным, что в налоговую не успел, и соответственно не имею новейших данных. Но скомбинировать за разные годы из…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments