"Семнадцатый век разворачивается под знаком постепенного нащупывания наиболее перспективных писательских стратегий. При этом под "перспективиностью" следует понимать не только собственно эстетический поиск, но и избрание экономически выгодных жанров. Иерархия жанров в интересующий нас период отражает - наряду с умозрительной, идущей от Аристотеля и аристотеликов "табелью о рангах" - критерий доходности. Нередко траектория писательской карьеры определялась именно этими, меркантильными, обстоятельствами. Известно, что молодой Жан Расин своей маловыразительной "Одой на выздоровление короля" добился выделения ему скромной стипендии, но затем - обладая исключительным чутьем в финансовых делах - забросил поэзию и обратился к театру (как к наиболее доходному на тот период виду литературного творчества). Что касается романа, то он в интересующий нас период чем дальше, тем выше оплачивался. Так, третий том "Астреи" (1618) принес Оноре Д'Юрфе тысячу ливров дохода (плюс шестьдесят авторских экземляров), а за вторую и третью части "Клеопатры" (1646) Ла Кальпренед получил от издателя уже три тысячи ливров. Разумеется, типографы не забывали и о собственных интересах: к примеру, плоды исключительного коммерческого успеха, выпавшего на долю романа "Великий Кир", пожинал прежде всего издатель Огюстен Курбе и уже в меньшей степени - Мадлена и Жорж Де Скюдери. Впрочем, имеются и примеры исключительной скромности авторов, в качестве гонорара просивших выделить им часть тиража собственных книг (Р.Декарт) или даже сочинения других авторов (Ж.Барклай"...
"В XVII веке у имущих классов пробуждается интерес к коллекционированию книг, домашние библиотеки превращаются в символ высокого положения в социальной и культурной иерархии. К тому же начиная с 1620-х - 1630-х годов формируется новая, буржуазная по своему происхождению романная аудитория (финансисты, судейские, реже коммерсанты). Правда, в рекомендациях по составлению библиотек, принадлежащих Г.Ноде и Ш.Сорелю, романы далеко не на первом месте - как, впрочем, и поэзия; акцент ставится на познавательных (исторических и политических) сочинениях. Зато существенно, что одним из важнейших требований к книжному собранию становится его открытость, доступность для широкого круга лиц; сословно-иерархическая дифференциация читателей Ноде отметается."
"Долгое время роман являлся дорогостоящим товаром; покупка романа остается значительным ударом по бюджету даже во второй половине века. Как свидетельствует в 1671 году Шарль Сорель, за романы приходится платить больше, чем за "серьезные ученые книги" аналогичного объема. Вот почему, как указывает Р.Бём, в интересующий нас период "книга выполняет много других функций помимо познавательной; она является также ценным предметом", служит подарком и выражает душевную склонность дарителя.
Для снижения стоимости романов стало развиваться печатание изданий формата in-12 (что было удобно и для книговладельцев, составляющих обширные библиотеки). На протяжении XVII века романы постепенно дешевели и за счет более низкого качества бумаги, печати и переплета; благодаря этому они входили в круг чтения более широкой аудитории (в начале столетия ситуация носила парадоксальный характер, когда высокая стоимость романов приходила в противоречие с их низким социокультурным статусом). Именно через роман в культурный обиход проникает понятие "моды".
[Далее есть глава о значении периодической печати в распространении романа] "Что касается "Галантного Меркурия" (с 1678 г. он издавался ежемесячно), то это издание оказалось весьма долговечным и продолжало выходить (под названием "Французский Меркурий") вплоть до 1825 года. Оно явилось фактически первым во Франции периодическим изданием чисто развлекательного характера и адресовалось преимущественно женской аудитории...
...Нет сомнения, что аудитория "Галантного Меркурия" была шире, чем у выпущенных отдельным изданием романов. В пользу этого говорит сравнительый анализ стоимости: так, средняя цена одного тома "Клелии" (всего 10) составляла пять ливров (или сто су), а за полный комплект "Великого Кира" приходилось выложить не менее 48 ливров, тогда как "Меркурий" в 1679 году продавался по тридцать су. Низкая цена, хороший переплет и высокая периодичность принадлежали к "внетекстовым" приемам, с помощью которых издатели привлекали внимание читательской аудитории"
[далее идет глава об экспорте романов в Италию и итальянских параллелях: "из всех литературных жанров именно роман неуклонно превращается в предмет потребления", "писательство все более отчетливо предстает как один из источников дохода", аудитория романов в Италии была менее структурирована, чем во Франции, классовую принадлежность затруднительно четко сформулировать]
Чекалов К.А. Формирование массовой литературы во Франции. XVII - первая треть XVIII века - М.: ИМЛИ РАН, 2008 - С. 30-33, 35