Сначала немного наукообразного занудства :-). О гимназии во время революции средний обыватель знает по "Кондуиту и Швамбрании" Кассиля, где дана картина жизни гимназистов на переломе эпох - от Мировой войны к Гражданской. Удивительным является то обстоятельство, что первый порыв, так сказать, революционного вихря в средней школе не только не нашел столь известно известного художественного описания (тема повести Катаева - скорее все же "революция в городе"), но и в исследованиях находится на периферии внимания. В поздний советский период было несколько диссертаций о молодежном движении, затрагивающих тему средней школы, но специальные работы выходили либо по горячим следам, либо в первые послереволюционые годы. Основная обзорная книга на эту тему - Титлинов Б.В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений, 1860 - 1905 г.г. - 2-е изд. - Л.:ГИЗ, 1925. Автор (выпускник семинарии) дает большое количество примеров движения учашихся и связывает рост среднешкольного движения со второй половины 90-х г.г. со студенческим (описаны многочисленные организации гимназистов, охватывавшие целые регионы - аналогично студенческим). Книжка эта ценна указанием на связи с разного рода политическими течениями (а для периода революции 1905 - с социалистическими партиями), а недостаток ее - малое внимание связи движения с особенностями быта учащихся (в этом смысле "Кондуит и Швамбрания" гораздо нагляднее). Этот недостаток отчасти покрывают книги и брошюры, вышедшие по горячим следам, например - "Очерки по истории среднешкольного движения" Вл.Динзе (С.-Пб, 1909; автор - сам бывший гимназист, дает очерк движения в Петербурге) и "Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905 - 1906 г.г. и их значение. Общий очерк и материалы" С.Знаменского (С-Пб., 1909; здесь - точка зрения педагога). Первая брошюра, в принципе, близка по подходу к позднейшей книге Титлинова (т.е. уделяется много места организациям), но благодаря концетрации на Петербурге в ней все же оказывается элемент если не микроистории, то разных сторон быта (конечно, он не мог игнорировать южные организации, проводившие гимназические съезды еще в 90е г.г. - но их описание занимает менее 1/4 брошюры). Вторая книга, гораздо более объемная (одни приложения занимают более 150 стр., т.е. более половины объема), дает картину с нескольких сторон, т.е. включая реакцию пед.коллективов и родительских комитетов (в приложениях даны и их документы, а не только постановления ученических организаций), что делает ее особенно ценной. Однако, и у нее есть два недостатка, противоположных недостаткам вышеуказанных работ - книга практически игнорирует Юг России (черту оседлости и около), где как раз наиболее были развиты межрегиональные организации, а соответственно - и прямое влияние революционных партий (вопрос рассмотрен косвенно - в разделе о политических требованиях учащихся). В целом картина с их помощью, можно сказать, складывается, но в ней нет лица бунтующего гимназиста (чего ожидает избалованный Кассилем читетель :-)).
Однако, есть еще один тип изданий, где затрагивается ученическое движение, хотя и не является главной темой - это некоторые юбилейные сборники. По характеру они, конечно, ближе к работе Знаменского (авторы не могли знать о чем-то подпольном), но читатель может пойти дальше, т.к. революционные события оказываются на фоне длительной истории соответствующего учебного заведения. Возможно, там это редкая тема (обычно не затрагивается, см., например - http://b-graf.livejournal.com/41892.html), но вот в объемистом (свыше 650 стр. в 3х пагинациях) "Историческом очерке 50-летия Одесского коммерческого училища, 1862-1912" (Одесса, 1912), эта тема затрагивается, причем там даются характеристики как деятельности педагогов и вообще педагогических проблем, так и состава учащихся, позволяющие сделать кое-какие предположения о причинах пресловутого среднешкольного движения в этом отдельно взятом заведении.
История коммерческого образования в Одессе началась в 1804 г., когда была создана Коммерческая гимназия. Однако, в 1817 г. она была соединена с Благородным институтом, позже преобразованным в Ришельевский лицей (по типу уже соединенное с высшем заведение). Потребность в прикладном образовании для детей купцов и вообще коммерсантов с развитием города вновь стала актуальной, и с 1851 г. Одесское купеческое общество стало ходатайствовать о создании такого заведения. Из-за обстоятельств Крымской войны, а также из-за необходимости сбора капитала (училище предполагалось содержать на деньги купеческого общества) и проведения проекта через гос.органы (доходя до Гос.Совета, разрешившего в итоге в виде опыта на 5 лет) училище открылось в 1862 г. Первоначально оно было специальным четырехклассным училищем, куда должны были поступать лица, имевшие уже общее образование, но из-за недостатка таких лиц потребовалось открыть приготовительные классы. В результате, опять-таки после согласований, в 1869 г. училище преобразовано в 6 классное, причем специальными сделаны только два последних класса, что несколько понизило тип училища (оно стало сочетать как начальное, так и среднее специальное образование). В 1877 г. для училища было построено специальное здание, которое, впрочем, оно делило с всякого рода учреждениями купеческого общества (Купеческой управой, Биржевым комитетом и т.д.). Программа была исключительно насыщенной (например, там не было греческого и латыни, но зато было не 2, как в гимназиях, а целых 4 новых языка, т.е. включая английский и итальянский) и меньшинство учащихся проходило ее в установленный срок (многие учились до 10 лет, не говоря о значительном отсеве). Обучение было платным и в тот период было совсем немного стипендий - тем не менее, заведение было исключительно популярным, и с 1887 пришлось вводить параллельные классы, т.к. в начале 90-х число учеников было порядка 500 (они вместились в здание, т.к. был перестроен флигель и оттуда выехали купеческие учреждения). С 1887 г. возбужден вопрос о преобразовании училища в Коммерческий институт (по типу немецких - 4 общих + 4 специальных класса), но Попечитель учебного округа был согласен лишь при условии введении процентной нормы для евреев, что было неприемлемо (позже в 1893 г. Попечительский совет училища определенно высказался против введения процентной нормы). Однако, в дальнейшем училище было преобразовано в 7-классное при общем преобразовании коммерческих училищ при передаче их из ведомства МНП в ведомство Минфина в 1894 г. (последний 6-классный выпуск был в 1901 г., первый 7-классный - в 1903 г.), в первое время - еще и с подготовительном классом. Причем в 1895 г. была введена и процентная норма (52 % христиан, 48 % евреев); впрочем, в 1896 г. было разрешено занимать евреям незанятые христианами вакансии. После революции в 1909 г. введена единая процентная норма в черте оседлости (15%), в 1911 г. постановлено достичь ее постепенно за 10 лет.
(продолжение следует)