Земной дядюшка Спока signor Batulini (b_graf) wrote,
Земной дядюшка Спока signor Batulini
b_graf

Categories:

Кое-что о революционном движении

в средних учебных заведениях в 1905-7 г.г.

Сначала немного наукообразного занудства :-). О гимназии во время революции средний обыватель знает по "Кондуиту и Швамбрании" Кассиля, где дана картина жизни гимназистов на переломе эпох - от Мировой войны к Гражданской. Удивительным является то обстоятельство, что первый порыв, так сказать, революционного вихря в средней школе не только не нашел столь известно известного художественного описания (тема повести Катаева - скорее все же "революция в городе"), но и в исследованиях находится на периферии внимания. В поздний советский период было несколько диссертаций о молодежном движении, затрагивающих тему средней школы, но специальные работы выходили либо по горячим следам, либо в первые послереволюционые годы. Основная обзорная книга на эту тему - Титлинов Б.В. Молодежь и революция: Из истории революционного движения учащейся молодежи духовных и средних учебных заведений, 1860 - 1905 г.г. - 2-е изд. - Л.:ГИЗ, 1925. Автор (выпускник семинарии) дает большое количество примеров движения учашихся и связывает рост среднешкольного движения со второй половины 90-х г.г. со студенческим (описаны многочисленные организации гимназистов, охватывавшие целые регионы - аналогично студенческим). Книжка эта ценна указанием на связи с разного рода политическими течениями (а для периода революции 1905 - с социалистическими партиями), а недостаток ее - малое внимание связи движения с особенностями быта учащихся (в этом смысле "Кондуит и Швамбрания" гораздо нагляднее). Этот недостаток отчасти покрывают книги и брошюры, вышедшие по горячим следам, например - "Очерки по истории среднешкольного движения" Вл.Динзе (С.-Пб, 1909; автор - сам бывший гимназист, дает очерк движения в Петербурге) и "Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905 - 1906 г.г. и их значение. Общий очерк и материалы" С.Знаменского (С-Пб., 1909; здесь - точка зрения педагога). Первая брошюра, в принципе, близка по подходу к позднейшей книге Титлинова (т.е. уделяется много места организациям), но благодаря концетрации на Петербурге в ней все же оказывается элемент если не микроистории, то разных сторон быта (конечно, он не мог игнорировать южные организации, проводившие гимназические съезды еще в 90е г.г. - но их описание занимает менее 1/4 брошюры). Вторая книга, гораздо более объемная (одни приложения занимают более 150 стр., т.е. более половины объема), дает картину с нескольких сторон, т.е. включая реакцию пед.коллективов и родительских комитетов (в приложениях даны и их документы, а не только постановления ученических организаций), что делает ее особенно ценной. Однако, и у нее есть два недостатка, противоположных недостаткам вышеуказанных работ - книга практически игнорирует Юг России (черту оседлости и около), где как раз наиболее были развиты межрегиональные организации, а соответственно - и прямое влияние революционных партий (вопрос рассмотрен косвенно - в разделе о политических требованиях учащихся). В целом картина с их помощью, можно сказать, складывается, но в ней нет лица бунтующего гимназиста (чего ожидает избалованный Кассилем читетель :-)).

Однако, есть еще один тип изданий, где затрагивается ученическое движение, хотя и не является главной темой - это некоторые юбилейные сборники. По характеру они, конечно, ближе к работе Знаменского (авторы не могли знать о чем-то подпольном), но читатель может пойти дальше, т.к. революционные события оказываются на фоне длительной истории соответствующего учебного заведения. Возможно, там это редкая тема (обычно не затрагивается, см., например - http://b-graf.livejournal.com/41892.html), но вот в объемистом (свыше 650 стр. в 3х пагинациях) "Историческом очерке 50-летия Одесского коммерческого училища, 1862-1912" (Одесса, 1912), эта тема затрагивается, причем там даются характеристики как деятельности педагогов и вообще педагогических проблем, так и состава учащихся, позволяющие сделать кое-какие предположения о причинах пресловутого среднешкольного движения в этом отдельно взятом заведении.

История коммерческого образования в Одессе началась в 1804 г., когда была создана Коммерческая гимназия. Однако, в 1817 г. она была соединена с Благородным институтом, позже преобразованным в Ришельевский лицей (по типу уже соединенное с высшем заведение). Потребность в прикладном образовании для детей купцов и вообще коммерсантов с развитием города вновь стала актуальной, и с 1851 г. Одесское купеческое общество стало ходатайствовать о создании такого заведения. Из-за обстоятельств Крымской войны, а также из-за необходимости сбора капитала (училище предполагалось содержать на деньги купеческого общества) и проведения проекта через гос.органы (доходя до Гос.Совета, разрешившего в итоге в виде опыта на 5 лет) училище открылось в 1862 г. Первоначально оно было специальным четырехклассным училищем, куда должны были поступать лица, имевшие уже общее образование, но из-за недостатка таких лиц потребовалось открыть приготовительные классы. В результате, опять-таки после согласований, в 1869 г. училище преобразовано в 6 классное, причем специальными сделаны только два последних класса, что несколько понизило тип училища (оно стало сочетать как начальное, так и среднее специальное образование). В 1877 г. для училища было построено специальное здание, которое, впрочем, оно делило с всякого рода учреждениями купеческого общества (Купеческой управой, Биржевым комитетом и т.д.). Программа была исключительно насыщенной (например, там не было греческого и латыни, но зато было не 2, как в гимназиях, а целых 4 новых языка, т.е. включая английский и итальянский) и меньшинство учащихся проходило ее в установленный срок (многие учились до 10 лет, не говоря о значительном отсеве). Обучение было платным и в тот период было совсем немного стипендий - тем не менее, заведение было исключительно популярным, и с 1887 пришлось вводить параллельные классы, т.к. в начале 90-х число учеников было порядка 500 (они вместились в здание, т.к. был перестроен флигель и оттуда выехали купеческие учреждения). С 1887 г. возбужден вопрос о преобразовании училища в Коммерческий институт (по типу немецких - 4 общих + 4 специальных класса), но Попечитель учебного округа был согласен лишь при условии введении процентной нормы для евреев, что было неприемлемо (позже в 1893 г. Попечительский совет училища определенно высказался против введения процентной нормы). Однако, в дальнейшем училище было преобразовано в 7-классное при общем преобразовании коммерческих училищ при передаче их из ведомства МНП в ведомство Минфина в 1894 г. (последний 6-классный выпуск был в 1901 г., первый 7-классный - в 1903 г.), в первое время - еще и с подготовительном классом. Причем в 1895 г. была введена и процентная норма (52 % христиан, 48 % евреев); впрочем, в 1896 г. было разрешено занимать евреям незанятые христианами вакансии. После революции в 1909 г. введена единая процентная норма в черте оседлости (15%), в 1911 г. постановлено достичь ее постепенно за 10 лет.

(продолжение следует)
Tags: 1905, образовательное, ученые чтения
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment