Category: музыка

Category was added automatically. Read all entries about "музыка".

юзерпик

Аудиофильские журналы и форумы

оказывается, не врут: система может звучать существенно по-разному при смене компонента. И усилители действительно отличаются друг от друга. Это я к предыдущему: взял по первому варианту "для сЭбе", причем "с поддержкой народного хозяйства" (т.е. отечественный клон Creek). Вообще говоря, жалею - надо было Quad взять, наверно (цена примерно та же): этот новый мой старый вовсе не переигрывает, хотя и играет по-другому. Впрочем, не уверен, что ошибся - в чем дело, так пока окончательно и не разобрался. Да и Quad за приемлемую цену тоже твикнутый, так что уж лучше целиком новое изделие.

Тестировать этот агрегат сложно: фактически это мощник с регулятором громкости, т.е. без селектора входов (имеется единственный), темброблоков и т.п. Приходится механически кабели перетыкать поэтому, у меня ведь фактически три источника: ЦАП (к которому подключены DVD и компьютер), проигрвыватель пластинок и магнитофон кассетный (можно добавить четвертый - LD плеер для CD, без внешнего ЦАПа, но не стал, т.к. не сильно отличается). Цифровые источники через все тот же ЦАП SMSL слушал в разных вариантах: интернет радио, CD MP3 и CD Audio. Музыка как таковая - самая разнообразная, все жанры; на аналоге послушал меньшее разнообразие, только с точки зрения принципиальной оценки.

Главное открытие по всем источникам: кажется, у этого усилителя задраны низы (либо с чем-то в резонанс в моих колонках попадает), т.е. есть характерное подгуживание, как в советских системах. Technics мой тоже так мог делать, но со включенным темброблоком с заметно задранным басовым регулятором; мне такое звучание не очень нравится. До окончательного вердикта попробую недоCreek мой новый еще с советскими колонками S30, которые послабее в любом случае (диапазон меньше), т.е. если что в резонанс идет с этими Mission (а это может быть: фазоинвертер в стену у них, если отодвигать, не так заметно становится - именно поэтому на резонанс грешу), то советские - закрытый ящик, там такого рода эффектов быть не может в принципе. Что лучше у этого нового клона Creek: вроде бы "сцена" получше немного (стереоэффекты и пр.), насчет детальности, которую другие обозреватели хвалят, вот не скажу (подгуживание портит). В общем, надо еще потестить, а пока что кажется, что нужно добавить какую-то эквализацию, а не просто селектор входов (возможно, из профессионального аудио, т.к. только там есть эквалайзеры с селекторами входов). И точно сэкономлю на сабвуфере: тут он определенно не нужен, а раньше я о нем подумывал. (Впрочем: а если по высокому выходу пустить на сабвуфер и обрезать кроссовером - может как раз то самое и будет ? Но так или иначе надо сначала с колонками разобраться)

Определенно положительный момент у этого клона Creek - по первому впечатлению заметно лучше чем Техникс проигрывает советские пластинки. Видимо, там не очень было с низкими частотами при записи, западники же, особенно современные, возможно, их задирали (Леонард Коген делается совершенно невозможным, хотя на Техниксе та же пластинка звучала прилично). В общем, не универсальный аппарат - где есть басы, такую музыку не очень хорошо играть на нем, лично меня раздражает. Либо дело в колонках, конечно - ко всему прочему, самопально чиненые, может раньше просто недостатки не проявлялись. Либо вскрыть и дополнительно настроить усилитель можно, на форумах посмотреть надо - видел упоминания, есть такая опция - что-то с током покоя (схема общедоступная - DIY изделие, одним словом). Из других "DIY-эффектов": оказывается, 40 Вт для усилителя вполне достаточно, ручку громкости не больше приходится выкручивать, чем у вдвое более мощного Техникса. (Впрочем, возможно, у Техникса уже электролиты в кондесаторах подсохли за 20 с лишним лет, ниже паспортного значения характеристики поэтому).

Одним словом, отечественный производитель в этот раз несколько подкачал, в отличие от клона фонокорректора PS Audio. Может стоит о проблеме на какой-нибудь форум написать, где это хозяйство обсуждают...
юзерпик

Аудофильства псто

Короче, в рамках нового технобзика в развитие
https://b-graf.livejournal.com/317771.html
в качестве новогоднего подарка себе все-таки взял с рук китайЦАП SMSL M8 на 9018 Сабре всего за 9 т.р. Чем хорош (несмотря на описываемое на форуме ixbt несовершенство) - помимо прочего есть DSD (DXD 384кГц вроде тоже есть). Это мне "на вырост", т.к. пока что основная функция его у меня - MP3 с дисков (с DVD по оптическому выходу; к счастью, несомтря на возраст с 2004 г., у моего отключается передискретизация PCM, т.е. нативный поток, как в файле).

В общем так: никак не ожидал, что файлы MP3 могут настолько интересно звучать, сижу с открытым ртом буквально - миниВудсток не сходя со стула! :-)
(вот за хай-файность не ручаюсь, но MP3 на это и не расчитаны)

Возможно, просто вмастило в систему случайно с чинеными колонками (китайЦАПы считаются слишком "яркими", а тут чиненые колонки "мутят"; впрочем, не знаю - не настолько владею аудиофильской терминологией). И в общем-то не аудиофильский подход у меня - про всякую "плоскую сцену" и проч. мало что знаю (главное, чтобы впечатление общее было хорошее). А собственно CD (неМРЗ) ЦАП играет на уровне LD проигрывателя вроде, т.е. старый однобитник DLC он не переигрывает (хотя, возможно, дело в нелицензионных дисках - черт его знает, с чего они там писали, может MP3 развернули просто). Жаль, что у Пионера моего ДВДюка (который читает все виды дисков - кроме Блюреев, конечно) вроде нет цифрового выхода SuperAudioCD (защита от пиратов типа), а то можно было бы развить особое направление аудиофильского технобзика. Впрочем, может проверю - теперь знаю, что надо заказывать в качестве подарков мне под ёлку (если с ДВДюка напрямую нельзя, выведу с компа, но вдруг и с дисков прокатит :-)).

В общем, винил и аудиокассеты отправляются обратно на полку после этого - цифра рулез на недорогих системах, похоже...
юзерпик

Сменил технобзик

с видеокарт на цифроаналоговые преобразователи. Карту-то мне приятелю дарить или не дарить на день рожденья (такой же как у меня полукруглый - может у него и так хорошая, он же знатный игрун, да еще и с кучей детей, - и тогда опять просто в конверте выдам), а ЦАП - может себе. Более-менее разобрался вроде с технической стороной на пользовательском уровне, но так и не принял решение, нужнО или нет.

Цифровые проигрыватели вообще делятся на ЦАПы, преобразующие поступающий с других источников стандартный цифровой сигнал (PCM или DSD), и прочие, которые умеют читать файлы самостоятельно. Этот второй род - более новый (появились после 2005 г.), и представляет собой фактически специализированный музыкальный компьютер (сетевой проигрываетль, а иногда в последнее время это комбайн с дисковым проигрывателем DVD и SACD). Как и вся техника, обе категории делятся на брендовые и небрендовые (последние либо массовая китайская продукция, либо авторские, в обоих случаях качество непредсказуемо; авторские, конечно, с бОльшими претензиями).

В случае сетевых проигрывателей даже затрудняюсь назвать что-то из китаепрома (как-то не интересовался - хотя вроде теперь есть и брендовый Китай с Кореей), а из брендовых что-то приличное - от TEAC, Pioneer, Denon (и выше в строну hi-end). Но ценник вменяем только на вторичном рынке (фактически это остаточная стоимость - от 20 тыс. руб., вдвое-втрое ниже цены на новое), т.к. такая техника устаревает быстро из-за появления новых форматов и соответственно дешевеет. За 10 лет хай-эндный аппарат начальной стоимостью в 3 тыс. долл. может подешеветь до 500 долл. именно из-за неполной функциональности - не работает с новыми форматами, а прошивки не обновляются (как пример: в pc-1.ru c полгода лежало примерно за такую цену изделие от T+A - MP 1250 R). Эти категорию не надо путать с более универсальными файловыми проигрывателями, включая видео, медиаплеерами типа Dune и т.п. (которые часто еще и со встроенными винчестерами) - данная категория именно аудио, без всякого видео, т.е. имеет только выдачу сигнала на конечный усилитель мощности аудио, причем только стерео - многоканального звука там тоже нет.

ЦАПы/DACи более универсальны, т.к. расшифровка формата лежит на другом устройстве, компьютере или проигрывателе. В золотую эру компакт-диска (вторая половина 80-х-сер. 90-х) проигрывателем был обычно собственно проигрыватель CD (или только транспорт, не имевший ЦАПа) или редкие цифровые магнитофоны, поэтому ЦАПы были устройствами, ориентированными на энтузиастов и hi-end (или верхний hi-fi). После распростарнения цифровых форматов улучшенного качества (по сравнению с MP3) ЦАП пошел в массы, и теперь на рынке много устройств, часто совмещенных с усилителем для высококлассных (или претендующих на это) наушников.

В общем, ЦАПы\DAC'и делятся сейчас на стационарные и для мобильных устройств. Которые для мобильных обычно могут брать цифровой сигнал только через USB, и у них редко более одного входа, они обычно имеют усилитель для наушников. ИМХО в их случае надо смотреть прежде всего на функциональность, т.е. чтобы брал максимально возможно больше видов сигнала. В силу портативности (чтоб всунуть) это часто хороший показатель и качества устройства. Хороший пример - iDSD от iFi (устройство берет все существующие виды сигнала до 32/384 и даже перспективные, вроде до DSD 512), и который имеет смысл покупать на вторичном рынке из-за цены (через три-пять лет оно все равно устареет). У стационарных (при этом некоторые вполне по размеру почти портативны) достоинство - в большем количестве входов цифрового сигнала (а иногда - еще и аналогового, если ЦАП совмещен с усилителем для наушников, "цапоусь" на жаргоне). Это позволяет использовать их для улучшения качества звукового тракта с уже имеющимися дисковыми проигрывателями (например, DVD в качестве источника стереосигнала - в отличие от hi-fi CD встроенный в DVD ЦАП обычно упрощенный, либо упрощенные выходные каскады, это при том, что у DVD обычно есть цифровой выход). Лично у меня 3 источника цифрового сигнала, включая компьютер - соответственно стационарный ЦАП мне бы пригодился. В последнее время есть тенденция впихивать ЦАПы с USB входом в интегральные усилители, чем занимаются и главные бренды (Yamaha и т.п.) - это может быть вариантом для новичков компонентного аудио. Но лично у меня все и так есть, кроме ЦАПа, хотя многое и чиненое уже.

Ну, и теперь про недорогие китайские ЦАПы (до 30 тыс. руб. если новые, от 5 до 15 - б/у). Основное их достоинство - в модульности конструкции, т.е. часть микросхем вставлены в специальные разъемы без пайки, и их можно заменить на более качественные компоненты, найдя в интернете аналоги (на форумах можно найти даже обсуждения звучания конкретных твиков тех или иных аппаратов). Из микросхем без переделки подводки (т.е. перепайки всяких кондесаторов и проч.) обычно меняют операционные усилители, а из прочих простых твиков чаще всего меняют внешний источник питания (с прилагаемого в комплекте импульсного на линейный). Иногда с немного повышенным против паспорта вольтажом: например, на 0,5-1,5 В, если адаптер по паспорту нужен на 9 В (все равно вольтаж в таких аппаратах проседает, и небольшое превышение как раз позволит поддержать паспортную мощность). Цена таких апгрейдов невелика - в пределах 2 тыс. руб. Недостаток - продолжение достоинства: китайцы часто стараются впихнуть начинку именитых производителей (т.е. узнаваемых потребителями - вроде собственно ЦАП-процессора ESS 9018) без внимания к ее "обвязке" (прочим компонентам), поскольку собственно именитые микросхемы не так уж и дороги - редко более 20 долл. (в этом отличие от компьютерной техники). И несмотря на цену из-за массовости и относительной простоты часть микросхем бывает поддельной (достаточно 3-5 долл. разницы и серии в несколько десятков тысяч штук отбивают цену необходимого для перебивки маркировки оборудования), для твика их надо покупать у проверенных поставщиков (крупных российских или рекомендованных другими пользователями китайских). Поэтому при выборе китайской техники нужно учитывать мнение других пользователей (более передовых энтузиастов :-)) не только при планировании твика, но и при выборе самой модели.

На закуску - про провода. В общем, на форумах сообщается, что бытовые брендовые USB кабели (не хайфайных брендов - Hama, Vivanco и т.п.), если их не использовать как подводку электропитания, а только для передачи сигнала, до 5 метров длины вполне функциональны и для передачи цифрового аудиосигнала. С оптикой (Тослинк) особых проблем нет, только в ценнике дело, если длинный кабель: к б/ушному ЦАПу за 5-10 тыс. р. будет жаба душить купить 7-метровый оптический кабель за те же 5 тыс. (или пусть даже дешевле - 3 тыс.), нужно решать дело расстановкой аппаратуры в комнате, чтобы использовать короткие дешевые за 100 р. Интересней всего с длинными коаксиальными электрическими: фабричные дОроги, но можно задешево сделать самому, взяв 75-омный кабель нужной длины (для спутникового, кабельного и иного цифрового телевидения) и также 75-омные разъемы обжимные (недостаток: не нашел, чтобы в одном месте это хозяйство продавалось со склада, а не под заказ, как ни странно - может спецы и могут подобрать из наличия, но мне нужно, чтобы "на лбу написано было" про совместимость).

Осталось только про конкретные китайские марки. Собственно говоря, всё на форумах - иногда в них участвуют представители фирм, продающих эту технику, например http://forum.ixbt.com/topic.cgi?id=95:177 (Часть перечня изделий с первой страницы темы можно найти уже на вторичном рынке за вдвое меньшую цену, а через пару лет там всё будет; собственно, на часть нераспроданного тогдашнего новья сохранились цены 2014 г., несмотря на курс рубля - китайцы снижают цены на старые модели, это как на компьютерном рынке). Надо отметить, что публика со специализированных форумов собственно по аудио (вроде hi-fi.ru) обычно низко оценивают китайскую технику. Но, кажется, она пересекается по качеству и по цене с нижними моделями ЦАПов некитайских хай-фай производителей, представленных на российском рынке - Cambridge Audio, ProJect, Arcam и т.п., превосходя их набором функций и легкостью твика.

Лично я выбираю между б/ушным несколько устаревшим аппаратом со вторичного рынка за 5 тыс. (компактный стационарный) и новым полноразмерным (вплоть до XLR разъемов) тоже китайским и от сомнительного производителя более чем в 3 раза дороже. Лотерея... Но далее - сильный разрыв по ценнику, т.к. соответствующие западным аналогам одной и более дорогой цены у китайцев начинается от 1,5 тыс. долл., это для настоящих энтузиастов (т.к. и другие компоненты системы должны соответствовать). В промежутке - зона риска, хорошие по характеристикам средние и среднедорогие китайские продукты могут оказаться немузыкальными (не меломанскими, а аудиофильскими), кроме того нельзя забывать про винтаж. Например, новое изделие от Audio GD за 25 тыс. руб. на R-2R схеме теоретически может быть очень хорошим (соответствовать более дорогой брендовой технике), его хвалят на форумах, но с ним конкурирует и винтаж рубежа 80-90-х на той же схемотехнике по примерно такой же остаточной цене (в хорошем состоянии скорее всего какие-то предусилители с ЦАПом тогдашние будут лучше, если не считать более современных цифровых форматов).
юзерпик

Думал тут наклепать

как про Канта постинг "Теория цвета Гете в связи с естествознанием его времени" (даже чуть более продвинутый - со значением для современности, путем сравнения некоторых решений с дальнейшим развитием). Но облом: в сети другое издание "Истории физики" Кудрявцева, а дома (где правильное, первые два тома по мере выхода) лень писать. Да и книжка про Гете (советская от "Молодой гвардии", это как Гегель, Кант и пр. от Гулыги, маленькие такие) - вообще на даче, если не путаю наличие (впрочем, в англоВики, кажется, сама его теория даже лучше изложена, чем в книжке).

Придется изложить еще хуже :-) (в общем-то себе для памяти, постороннему запись может показаться довольно-таки "герметичной", т.к. не разработана). Короче, где-то до конца XVIII в. "цвета физиков" еще не вполне отделились от цветов как мы их видим, также "цвета философов" (признававших цвет вторичным признаком, например) и т.п. Ведь цвет - это сочетание объективного и субъективного, и даже в качестве одного объективного зависит не только от длин волн, но и от наличия рецепторов и т.п.

Но в конце XVIII в. было открыто расширение спектра в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазоне, в первой четверти XIX - всякие новые открытия в области дифракции и т.п. (но это уже не про цвет, а про волновую теорию). В области же цвета открыта спектроскопия: строго говоря, с предсказательной силой - в 50-60-е г.г. XIX в., но затемнения в спектре Солнца - в самом начале века. В первой половине века целью в области изучения спектра было установить, в частности, единство спектров отраженного света и свечения, а также соответствия спектров тем или иным химическим элементам. (Тоже кстати недавно открытым - с атомными весами и пр.,- парадоксально, Дальтоном, который также открыл дальтонизм). Одним словом, изучение цвета в физике ушло в сторону от описания нашего цветового восприятия, тогда как ранее связь еще сохранялась.

Гете разрабатывал свою теорию цвета или собирать данные к теории цвета (против ньютоновской) на рубеже XVIII-XIX в.в., и новейшие открытия проходили мимо него, т.к. подходы к критике теории цвета Ньютона он разработал раньше, а далее стал проводить опыты. Как считается, у него много интересных наблюдений, но интерпретация совершенно неверная. Так он считал темноту разновидностью цвета, как бы вторым полюсом света (белого, естественного), а цвета - их взаимодействием. Тем не менее, его некоторые наблюдения предвосхищают некоторые способы представления цветов в компьютерной графике - HSB модель (тон, насыщенность, яркость). Его странная теория вполне поспособствовала изобретению чего-то похожего на цветовое колесо этой модели (но не полностью похожего - он еще ввел туда символизм цветов: соответствия темпераментам и т.п.).

(А дальше про Гете в англоВики читайте, у него еще и другие предвосхищающие наблюдения можно наковырять, я совсем не про это хотел написать, Гете же только для примера :-))

После этого изучение цвета как именно комбинации объективного и субъективного, в общем-то и закончилось. Разделилось между физикой и психологией в итоге. При этом в области цвета не появилось ничего подобного нотной записи в музыке. (Ну, скорее всего музыка имеет уклон в субъективную сторону восприятия звука, хотя и не "научно-психологическую", т.к., если у других животных есть октава, она может иметь другой диапазон и количество ступеней - вдруг гармоничным может казаться им различие частоты не в 2 раза как человеку ? Об уклоне музыки в субъективную сторону говорит и то, что нотная запись не приспособлена к записи любых звуков, не только музыкальных.). Но в описаниях цветов - еще хуже, и если есть классификации, то они зависят от цветовых палитр компьютерной графики (она дала расширение наименований цветов как минимум до 256 штук).

На третье - сладкое :-). Цвет остался проблемой и для философии - в XX в. стал примером в проблеме субъективных, приватных сущностей, воспринимаемых только субъектом (квалиа - вместе со всякими ощущениями вроде боли и т.п.). Однако, все рассуждения при этом ведутся без учета возможного лучшего описания субъективно воспринимаемых цветов (тем более - возможности строгих операций с ними): речь идет, например, о возможности или невозможности разного ощущения "красного". Но при современном уровне описания невозможно установить идентичность цветов даже при признании единственности, универсальности их линейки (что у людей переживание цветов одинаково). Понимание "алого" или "багряного" даже в этом случае у разных людей может отличаться просто в силу разного закрепления значения слов за оттенками (а не из-за различия восприятий, ощущений, переживаний). Действительно, можно с помощью экспериментальной психологии установить, какой частоте тот или иной оттенок соответствует, и что шкала может отличаться у разных людей, но понятийных средств проникновения в опыт цвета по-прежнему нет.

Это как если бы у нас не было понятий о числах и геометрических понятий - проникновение в соответствующие области было бы крайне затруднено. Так что если бы без них каким-то образом развилась философия "до квалий", сейчас бы в проблему этих самых квалий были бы включена и проблема переживания пространства тоже :-). Поэтому ИМХО актуальным является вопрос (развитый выше в комментариях к постингу "про эйнсоф"), возможна ли выработка и оперирование, сходно с математикой, другими сущностями, не относящимся к геометрии и числам напрямую (т.е. минуя геометрию и числа, полностью или частично), тем же цветом ? В случае возможности, это может дать инструмент для разработки областей на грани субъективного и объективного, вроде цвета (или чисто субъективное, вроде музыки). И это дополнительно к вопросам, связанным с сущностью нашего разума...

(надо будет поправить)
юзерпик

Кое-что аудиофильского

Сделал малый апгрейд - заменил стилус у ортофоновской головки на аналог ОМ10 от Jico (ранее была ProS). С рук взял, иначе эти иглы не продаются - либо сразу через интернет, откуда они "на руки" и попадают. В общем, рекомендации из интернета насчет 25-микронной сферы для моно на 33 об. - туфта, похоже (по крайней мере, если неспециальная игла - ProS ведь диджейская, и для стерео тоже), эллипс 8/18 ее радикально обыгрывает на той же головке! Ортофон тем и хорош, что все иглы для головок ОМ и Конкорд совместимы, даже более того - совместимы назад для LM, хотя и не наоборот, т.е. за 30 с лишним лет, до самой последней смены модельного ряда. (Просто 18 микронную сферу на этой же головке не пробовал - это уже для действительных аудифилов, интересующихся техническими подробностями). Правда, послушал по большей части все же стерео на те же 33 (на 45 у меня считанные единицы), т.к. не нашел пластинку Гершвина, которую использую как тест для моно. Даже несколько ярковато играет, на мой взгляд - был рад поэтому, что не позарился на другой вариант апгрейда, AT440MLa (на Авито в Мск есть предложение за полцены, но голая головка, только с иглой - даже отломана транспортировочная защита, судя по фото). 440-ая - с микролайном, т.е. гиперэллипс, проникающий до дна дорожки, поэтому предполагаю, что она была бы совсем уж яркая (т.е. с чрезмерно подчеркнутыми верхами).

Еще что внезапно обнаружилось (вот уж не ожидал, т.к. не златоух): кажется, обычный сетевой фильтр портит звук, т.к. какой-то шум привносит. Дело скорее всего в светящемся выключателе (на форумах ЕМНИП именно их ругают). Видимо, блоки питания не справляются, как-то эти электрические шумы от фильтра добираются до собственно сигнала - в усилителе еще ничего, но вот в проигрывателе примитивный. Значит, нужен аудиофильский сетевой фильтр или блок питания ! :-). (На самом деле - вполне терпимо, т.к. в Шервуде не очень хорошее соотношение сигнал-шум и на большей громкости лишние "электрошумы" гасятся в общих; возможно, стоит подобрать среди имеющихся дома сетевых фильтров лучший).
юзерпик

Эстетические впечатления от СМИ

Вчера по РР была передача по творчеству Биттлз в джазовой обработке. Больше было похоже на творчество народов Севера (но вот не расслышал, конец застал только: если коллективы из Канады или там, с Аляски, это может все объяснить :-))

А утром там же во "Взлетной полосе" обсуждался вопрос перевозки осликов (и др. копытных животных) с Сев.Кавказа в Центр.Россию. В частности, не рекомендовалось перевозить их рейсовыми автобусами - сдохнут в дороге. (Эмпирически установлено - описывался реальный случай).
юзерпик

Лайфхак для аудиофилов

Придумал, как хранить картриджи "для граммофонов", т.е. проигрывателей виниловых пластинок. (Навеяно имеющимися предложениями в инете изделия AUDIO-TECHNICA AT6003).

Надо взять деревяшку (например, обрезок половой доски, но лучше потолще, хотя и широкий для устойчивости), просверлить в ней нужное число несквозных дырок диаметра для засовывания шеллов вертикально, как предлагается в изделии от АудиоТекники, и вокруг каждой профрезировать (можно вручную - инструмент вроде циркуля, забыл как называется) небольшой кружок, и накрывать это хозяйство обычными стеклянными банками, устанавливая каждую в этот свой кружок. Для понтов можно украсить деревяшку чем-нибудь (под ампир, да), покрасить или лакировать, также использовать стеклянные или пластмассовые колпаки, приобретенные "за деньги" (банки-то бесплатные), а перфекционисты вообще могут провести проводку со светодиодной подсветкой под каждую банку или колпак :-). Сам себе не сделал пока - надо определить сначала, какую банку использовать (наверно, майонезную ?), и к тому же деревяшки - на даче.
юзерпик

По ТВкультуре

сейчас демонстрировали, как из любой музыки можно сделать духовную, по системе Лютера, как говорят. Неплохо вышло из "Раз пошли на дело, выпить захотелось" на органе (т.е. "Мурки"). Так что, получается, что и Алеша мог "жарить" не на баяне, а на органе :-)
юзерпик

Почему я не стал играться с винилом

Около Нового года был я большим энтузиастом своего нового проигрывателя грампластинок, даже убил зимние каникулы на изучение сопредельной тематики в интернете. Но где-то в конце января-начале февраля купил в переходе маленький микроскопчик за 300 р. (со светодиодом - номинально для купюр, и, конечно, никаких заявленных 60х он не дает). Посмотрел, это значит, на свой Ортофончик - ба, а игла-то играет роль в основном пылесборника ! Поэтому апгрейд бессмысленен - только головки с иглами портить (неохота мне пластинки протирать, тем более - мыть, хотя и подумывал о кустарно собранном УЗ аппарате - ну, насадить вертел для пластинок на готовый).

Еще печалька: прозевал, когда какой-то юзер, согласно счетчику, зашел мне сюда в ЖЖ из Египта. Это же последний неосвоенный континент был, Африка (ну, Антарктида еще есть, но там без постоянного населения; кстати из Исландии кто-то заходил). Но думаю, из Африки все-таки какой-нибудь наш турист зашел, не местный и даже не эмигрант из РФ.
юзерпик

Иглы и головки: взаимозаменяемость

Чтобы не пропадали каникулярные изыскания, напишу сюда еще одно аудиофильское псто. Может, стоило бы его на ixbt или на hi-fi.ru для затравки темы, но у наших другой подход - всегда стараются получить аутентичный продукт, т.е. головку звукоснимателя с родной иглой. Что-то не то коллекционерское, не то барыжистое в этом есть :-), боюсь не поймут (но подумаю). Но в буржуйских странах подход - совершенно противоположный, в связи с тем, что у них не было эпохи дефицита и виниловая традиция не прерывалась. Поэтому всегда много производителей запасных частей к продукции даже уже несуществующих производителей, на форумах - много обсуждений замен и их результатов.

В общем, насколько удалось установить по форумам Аудиокарма, Винилассилум и др. подобным, наиболее универсальными является старая продуктовая линейка Ортофона, до появления современной серии 2М (ну, рассматриваю только нижнюю и среднюю часть линеек, и только ММ; да и у МС головок исключительно редко иглы сменяемые, из-за самой конструкции). Иглы ко всем ортофоновским головкам от старого Конкорда 70-х до ОМ примерно соответствуют друг другу, взаимозаменяемы ! (ну, нужно уточнять в конкретных случаях - не разбирался в какую сторону совместимы старые Конкорды, LM и более новые ОМ, может быть односторонняя совместимость, на форумах упоминаются наличие нюансов). Причем это касается как хайфайных, так и диджейских головок, т.е. в диджейскую головку можно поставить иглу верхнего хайфайного уровня, и это даст улучшение, хотя, как говорят на западных форумах, конечно, не до уровня той же иглы в хайфайной головке более высокой серии (т.е. иглу с заточкой Гейгер от СуперОМ40 можно ставить и в простой ОМ). Но это еще не все: к ортофоновским головкам много игл сторонних производителей, причем обычно более высокого класса заточка дешевле в 1,5-2 раза оригинальных ортофоновских соответственного уровня. Правда, нет полных соответствий: сторонние есть иглы с заточкой Шибата и SAS (=microridge), но у самого Ортофона нет аналогов (там верхние - другие разновидности игл с линейным контактом - упомянутый Гейгер и др.). С учетом того, что иглы у ортофоновских головок менять исключительно просто, это делает старую продукцию Ортофон (сейчас в формате ОМ и Конкорд делаются только нижняя часть хайфайной линейки и диджейская) очень привлекательной для любителей копаться в технике.

Аналогичная ситуация - и с некоторыми другими производителями, но не так выражено. Иглы к МI-головкам Градо также взаимозаменяемы, но там нет такого количества сторонних производителей, а также их трудно менять (специально указывается, что прежде чем ставить новую иглу, потренируйтесь на своей старой). Т.е. иглы для головок в верху серии Престиж (Сильвер и Голд) подходят к нижней части линейки (Блэк), более того - любители рекомендуют на замену ставить до сих пор производящиеся или остающиеся в запасах иглы 8MZ для предыдущих серий головок (превосходят Голд при более низкой цене - они продают их по той же цене, что 20 лет назад). Ну, эффект тот же - улучшение будет, но конструктивно головки Градо отличаются, причем даже больше, чем ОМ Ортофона (у Ортофона все СуперОМ отличаются только иглами, и ОМ10 и выше - тоже), у Градо же градация гораздо более дробная. Сходная ситуация - с головками Нагаока, т.е. на форумах сообщают, что там взаимозаменяемы иглы к головкам МРхх и МРхх0, хотя конструкция самих тушек отличается. У других производителей (Shure, Аудиотехника и др.) ситуация тоже похуже Ортофона, но с другим знаком: там обычно нет такой взаимозаменяемости родных игл (ну, иногда возможна с доработкой пластмассовой части корпуса - что-то обрезать и т.д.), а у Голдринга есть внутри серий (т.е. отдельно 10хх и 2ххх), зато много сторонних производителей, причем даже для самых дешевых головок. Например, даже в РФ представлена игла от Jico для самой нижней 91-ой Аудиотехники (аналог 3600-й иглы); интересно, что для этой головки есть и игла с заточкой Шибата (но в РФ официально не поставляется - она в несколько раз дороже самой головки, но относительно такой продукции в принципе - дешевая, ниже 100 долл.).

Ну, также очень много сторонних производителей игл для винтажных головок, ныне не производящихся (Шуры 15-е), либо даже несуществующих ныне вендоров (Empire, Pickering и др.). Но это уже другая история и здесь у нас некоторые аудиофилы, насколько можно понять по форумам и объявлениям с коммерческими предложениями, делают исключение, ставят неродные иглы.

Добавлю, что написанное не должно рассматриваться как руководство - это просто воспроизведение слухов :-). Лично я уже, похоже, немного накололся: хотя пишут, что для проигрывания монозаписей 60-х хорошо использовать иглу с более толстой сферической заточкой (25 микрон), и я взял в этом качестве ProS (диджейская - но иначе не бывает в комплекте). Но похоже зря: на внутренних треках хуже проигрывает, не справляется (правда, может быть антискейтинг не настроен, пока не разобрался), и говорят, что для слишком толстых игл как раз такой эффект может выйти. Т.е. лучше все равно брать было эллипс (допустим, если все же следовать все же рецепту о специальной моноигле, более толстый, чем стандартный - тоже диджейский).