Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

юзерпик

Друг детей

У В.М.Чернова был сын Борис, после революции - тоже эсер. Оставался в Сов.России, будучи студентом, и в 1922 г. начал пропагандистскую работу, в результате чего был организован подпольный Петроградский комитет эсеров. Неоднократно арестовывался, но крупных улик не было, и в результате в 1924 г. он был приговорен к высылке в Нарымский край (в итоге в ссылке и умер через несколько лет). Но до того его мать (первая из трех жен Чернова), в прошлом - известная деятельница внешкольного образования А.Н.Слётова, ходатайствовала через Крупскую (тоже "внешкольницу") об освобождении его перед Дзержинским. Однако, безрезультатно, причем Дзержинский ответил:
"Да, отец может им гордиться; не добивайтесь его освобождения, теперь он сохраннее в заключении - на воле он попадется в более серьезном деле и тогда спасти его нельзя будет."
(сообщается в: Аврус А.И., Голосеева А.А., Новиков А.П. Виктор Чернов: судьба русского социалиста. - М.: издательство "Ключ-С", 2015 - С.291)

(может как-нибудь сделаю апдейт к посту - в книге есть фото, где вся семья катается на велосипедах в Швейцарии; ну - Бориса этого еще катают, настолько он там мал)
юзерпик

Типичные ошибки первокурсника

1. Не делать упражнений.

В некотором смысле являяюсь первокурсником, т.к. читаю науч.поп. по математике. И уже на двух книжках заткнулся аналогичным образом (одна про теорию групп, вторая - про теорию вероятностей), т.е. не смог продвинуться дальше определенной части. Гуманитарий же читает, раз понятно, а раз понятно - значит понял, можно читать дальше. Но здесь (в точных науках) не так, здесь требуется бОльшее освоение материала, чем простое понимание текста. (Моя покойная тетушка была склонна к гуманитарной области, но поступила в Бауманское и в итоге закончила его с красным дипломом, но в первую сессию чуть не вылетела, т.к. считала, что раз на лекциях все понятно, значит все и выучила).

2. Трудно сформулировать, т.к. это даже не первокурсника ошибка, а ламерская. Т.е. при незнании предмета принятие решений по аналогии, т.к. нечто похожее уже делал. В общем, умудрился записать загрузку Windows 7 в загрузочный сектор Windows Vista. Хорошо еще, что определенная "защита от дурака" есть, и вручную boot.ini не надо править (в Винде есть средства для редактирования в виде окон - убрал). Надо было отключить физический диск с Вистой при установке 7-ки на другой физический диск, а я этого не сделал - похоже сейчас 7-ку придется переустановить заново, т.к. там не образовалось загрузочного сектора. (И хорошо, раз такие ошибки, что пока не стал возиться с Ubuntu, хотя уже несколько месяцев как обзавелся дитрибутивом, ведь мне ее ставить в тот же раздел, что MBR Винды - надо книжку почитать какую-нибудь, там ведь даже терминология другая, не как в DOS/Windows).
юзерпик

Тряхну стариной

Первый совет от Николая Борисовича, как бороться с молодежными митингами:

Все митинги, как известно, от блогов. Это такие дневники в интернете, как мне племянник сказал. Плохо их школьники и студенты ведут, значит, раз потом митингуют. Надо их научить вести дневники правильно - пусть сдают учителям оценки выставлять. А как можно сдать дневник из интернета ? Правильно, и не надо - пусть они переписывают всё, что за день в интернете написали, от руки в тетрадку, с прошнурованными и пронумерованными листами, и в таком виде сдают как домашнее задание по русскому языку. Не менее 10 страниц каждый день для школьников, и 20 для студентов. Может быть привыкнут, и потом уже взрослыми будут искать, куда бы дневник свой сдать, на проверку-то. Но, думаю, это уже лишнее - вон племянник мой, он уже ведь совсем взрослый, сдавать ничего не хочет и детям своим общаться со мной запретил почему-то. А мне так хочется общаться с молодежью, так что пусть лучше только учителей мучают, дневниками своими !
юзерпик

Подниму

http://b-graf.livejournal.com/221281.html
(А фломастеры, которые у него стырить пытались, японские были - большой набор штуки 24-30; по одному, в смысле, поэтому. Я - ни-ни, у меня своих 6 штук было советских дефицитных; хотя было бы забавно: "а вот этот фломастер я спер у нынешнего главы Администрации" (но мне и ложек из Белого Дома достаточно, хотя они совсем невыразительные :-)). Но вот реально-таки нечего о нем самом вспомнить: даже не могу припомнить, участвовал нынешний глава Администрации в битье друг друга учебниками по голове - была небольшая "эпидемия" такая у первоклашек. Также: с кем он сидел за партой ? - впрочем, я слишком асоциален, чтобы это запоминать и для более старшего возраста)

И, без прямой связи с персонажем

http://b-graf.livejournal.com/250512.html
(один из фигурантов второго поста хотел бы установить связи с фигурантом первого, не знаю, удалось ли в итоге - но оба МГИМО кончали, поэтому шансы были)

Вообще же: тесен мир. Тут в связи со смертью Эрнста Неизвестного по Культуре на днях были фильмы-интервью с ним (из нескольких в разное время, одно достаточно раннее, там ему 60-70 - в позднюю перестройку, наверно). Наверно, есть и в опубликованных мемуарах, но очень интересно про жизнь узкого круга интеллигенции Свердловска в начале 30-х, в его детстве. Как раз в тему "тесного мира": партийцы-номенклатурщики дружили с бывшими белыми, в этой же компании - генетики, оказавшиеся внезапно под ударом и т.п. (и далее аналогичных в Москве, Нью-Йорке и т.п. - но в Ебурге было по-настоящему сконцентрировано, Мск и НЙ поэтому казались ему деревней с мещанами по первому времени, до заведения знакомств). Сейчас-то, похоже, все стало по-другому - много субкультур, но благодаря школе и вообще системе образования, могут все же оказаться странные сближения...
юзерпик

Экспортная ориентация

По рассылке H-Russia пришло обращение ЕУ С-Пб. о МА программе по русистике, очевидно, ориентированной на западного студента (язык обучения - английский, интенсивный курс русского языка + факт использования этой рассылки).
Вот что кризис животворящий делает
юзерпик

Зарплаты вузовских преподавателей по стране

http://phdru.com/paycheck/salary2015/
Статья и перекличка в комментах: типично без степени 10 тыс. р, 15 тыс. р. кандидат, 25 тыс. р. доктор. (плюс-минус)

В общем, перефразируя известную шутку, никогда российские преподаватели не жили так плохо, как при Обаме...
юзерпик

Хотел написать коммент

про книжку "Как стать профессором" (где между прочим френдесса mad_diference среди авторов), но решил дочитать хотя бы русскую часть, а то было порывался по ходу пьесы. А вот теперь лень, и лень будет тем более, если все части про другие страны дочитаю. Это не является негативной оценкой - просто объем потенциально комментируемого растет по мере прочтения, содержание как-раз весьма многообразно и разнообразно  :-)

В общем, показалось, что наблюдения над социологией как ученой и учебной профессией с трудом могут быть экстраполированы в другие сферы. Или, по крайней мере - в каждую свою отдельную часть можно только, кусочками.

Например, антинаучные устремления "Ист-энда" (т.е. писать диссертации и т.д. только для нужд продвижения на новые служебные позиции, ничего или почти ничего социологическими методами не изучая) для истории все-таки характерны в виде фальсификации, плагиата или работы "негров" (в этом качестве может выступить сам научный руководитель соискателя :-)), но мейнстримовый автор все-таки в массе имеет амбиции в науке, причем не идеологические (т.е. действительно что-то такое новое открыть). Правда, есть "специальные разделы", вроде историографии, куда может устремиться соискатель, желающий получить степень исключительно для продвижения в карьере. Но, похоже в отличие от социологии, нормой у историков является исчерпывающее освещение литературы, т.е. ситуации, где автор будет освещать или даже пропагандировать что-то одно экзотическое сомнительной ценности (если не отрицательной :-)), в этом случае возникнуть не должно. Вот у юристов и экономистов, возможно, положение может быть более сходным с социологией (помимо плагиатов и проч. фальсификаций - добросовестные компиляции). Но не знаю, что на самом деле, как-то давно смотрел всякие диссеры подряд (в первой половине 2000-х), не сохранилось впечатлений (относился как к чтению научпопа).

Еще разница явно есть и с институтами, где могут быть заняты практикующие ту или иную ученую профессию лица: они по своему набору могут отличаться от социологии, взятой как парадигматический пример. Для историков это, конечно, помимо вузов и исследовательских центров - архивы, музеи, библиотеки, средние школы (в гимназии престижно иметь учителя со степенью, насколько знаю), также - издательства гуманитарной литературы. У юристов и экономистов возможный набор занятости еще шире: под объявление "консультации ведет доктор юридических наук", очевидно, от клиентов можно требовать бОльшей оплаты при прочих равных, а кроме того - много позиций в госсекторе и вообще в управлении. Правда, скорее всего в таких случаях возникает соблазн совсем бросить науку. Если брать историков, то многие, кто что-то там писал в 90-е (кандидатскую и вокруг) на таких служебных позициях, вне академии, далее с ростом возможностей благосостояния в 2000-е г.г. благополучно науку бросили, избрав "квартиру, машину и дачу" (а тут еще и плата за обучение детей в вузе подходит, если уже выросли за это время, а то и внуки родились). Очевидно, что отсутствие "министерства социологии" (ЦИК не предлагать :-)) сильно меняет карьерный пейзаж в этой области по сравнению с другими дисциплинами.

Вообще, специфика социологии, похоже, в том, что она развилась после 1991 г. резко как вузовская наука (с колоссальным количественным ростом), тогда по контрасту как ранее в этом качестве ее почти что вовсе не было. В других случаях рост шел более постепенно, но особенностью СССР была относительная слабость вузовской науки по сравнению с НИИ (сложившаяся в период самого быстрого роста числа вузов и студентов, т.е. в 20-30-е г.г.), что в итоге оставалось характерным и по состоянию на 1991 г., несмотря на все постановления партии и правительства, начиная с довоенных времен (с 1936 г.), но не так контрастно, как в случае социологии (в позднем СССР было порядка 700 вузов и 4000 НИИ и аналогичных отдельных научных учреждений, это с отраслевыми - и та, и другая цифра весьма значительна). Здесь у социологии явно большое несходство с другими гуманитарными дисциплинами (многочисленным вузам требовалась длительная трансформация прежде чем на них стали смотреть как на существенный именно научный институт, аналогичный западному университету), возможно, это усиливает трудности экстраполяции выводов из примера социологии.

Чего нет в книжке: никак не прокомментированы связи "ведущих образовательных и научных центров" (путь и Ист-энда) с регионами. Они малозначительны для Питера или что? Указывается на малую мобильность ученой рабсилы, но вот как раз в случае ранних этапов карьеры это скорее всего не так. Или малы масштабы профессии (сравнительно с юристами-экономистами всякими) ? Но тоже вряд ли, раз указывается на суррогатную сущность социологии для значительного контингента студентов (кто не попал на экономику), т.е. вполне массовая профессия для преподавателей должна быть. Например, у историков такие связи довольно значительны, т.к. еще с советских времен распространена практика кочевания по спецсоветам в других городах в качестве члена (в постсоветское время - и для защит дипломников в филиалах); более того, если этот кочующий не из Центра (а, наоборот, в Центр или где-то между разными регионами), то его связи скорее всего не просто "довольно", но весьма значительны. Еще чего нет: а где внеакадемические факторы карьерного успеха, из них упомянуты всего два (оба раза в примечаниях и оба случая антикарьерные) - развлечение преподавательской ролью у скучающих домохозяек (Истсайда) и выбывание из карьеры путем замужества аспиранток и молодых преподавательниц (Вестсайда) :-). Тогда как в других дисциплинах часто встречается какие-то перекрестные влияния внеакадемического положения родственников (если рассматриваемое лицо работает в какой-то гуманитарной сфере, то его успеху могло способствовать наличие среди родственников профессоров, скажем, по техническим наукам). В любых поколениях, в смысле, а не только в "социальном происхождении" (корреляция успеха карьеры с ученой семьей в книжке указана, это да - но часто бывает, что "муж/жена - тоже научный работник"). Впрочем, этот фактор мог работать в прошлом или в дисциплинах с медленным ростом (тогда как социология бурно разрослась после 1991 г. - соответственно такое просто могло не попасть в поле зрения как что-то типичное). Но все-такие тогда где же подробности про экономическую поддержку родственников, этот фактор должен работать и в бурно растущей дисциплине, причем могут быть какие-то заметные варианты ? (Впрочем, возможно, эти вопросы опущены, т.к. ничего не дают для сравнения с другими странами; однако, с учетом признания особой российской сетецентричности, это кажется важным).

Что удивительно лично для меня: а проглядел новое значение Министерства за последние почти 10 лет (что влияние его значительно усилилось). Возможно, это потому что у меня основные сведения о быте высшего образования - из коммерческих учебных заведений, а не из государственных, коммерческие-то всегда были "банда преподов по законному отъему денег у населения, желающего получить корочку" (ну, тоже со своей иерархией, т.е. где есть "владельцы", а другая часть ППС - так, переменный состав; кстати вот не очень ясно тогда, что там у них как с "властью голоса", так и с "властью выхода" - какое-то необычное соотношение должно быть). Также интересен вывод, что это влияние носит ассимиляционный прозападный характер (в надежде получить эффективную науку "как на Западе"), несмотря на содержание всякого рода заявлений охранительного содержания и традиционалистских ритуалов при этом.
юзерпик

Дождь и санкции

(о заглавии) Когда философию в МГИАИ преподавал Фурманов и предмет назывался фурмановедением, среди студентов был один эфиоп. И когда пришло время писать реферат, он сдал текст с интригующим заглавием: "Платон и Фрейд". Как потом весьма непедагогично сообщил другим студентам упомянутый преподаватель, текст был полностью откуда-то списан (из энциклопедии, видимо - это все было задолго до электронных средств), причем из двух разных мест, поэтому первая половина реферата была только про Платона, а вторая - только про Фрейда, союз же "и" надо было понимать буквально, как объединяющий эти части в единое целое.

Так вот, часть 1: дача - единственное место, где можно легально и обыденно попасть под дождь в пижаме.

И часть 2: приобрел отечественный Пармезан. Как и ожидалось, не похож, а больше всего, как оказалось, он похож на сорт советского сыра Швейцарский, который иначе совсем пропал и что-то давно вовсе не попадался. Поэтому - в плюс.

В общем, один сплошной позитив в новостях :-)

Апдейт. Не-а
Часть 3: дождь на улице настолько силен, что мокну в офисе (окно приоткрыто).
юзерпик

Петербургские мужские гимназии

Навеяно
http://enzel.livejournal.com/302986.html
и
Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге XIX-начала XX в.в.: Сб.док. / сост. Н.Ф.Никольцева - С.-Пб, 2000 (кстати, на сайте С.Пб. ист. архива, городского, некоторое время было объявление, что раздают ее и еще какую-то книжку бесплатно; сейчас не знаю - года два висело).

В общем, в конце - богатые справочные материалы с перечнями учебных заведений (нет всяких специальных - коммерческих училищ, например). Вообще же, для Петрограда характерно типичное для РИ распределение после 1905 г. гимназий (даже несколько утрировано): господство среди них женских частных с правами правительственных - 48 штук (!, по большей части после 1905 г.), а так женских гимназий - 1 МНП, 9 - ведомства имп.Марии (по большей части бывшие Институты) + 1 частное женское реальное училище (!). Мужских средних учебных заведений на 1915 г.: 15 правительственных гимназий, 3 частных гимназии с правами правительственных, 4 правительственных реальных училища, 7 частных "гимназий и реальных училищ с правами правительственных" (школа Карла Мая, Гуревича и др.), 9 частных реальных училищ (часть смешанных). Всего же всех видов средних учебных: мужских 80 (военные, семинарии и т.д. тоже считались средними), женских - 75.

Итак, мужские правительственные гимназии, что там перечислены (год основания, обстоятельства, современный адрес здания):

1804 - Губернская гимназия (с 1822 - Высшее училище, с 1830 г. - 2ая), Казанская 27
1823 - Санкт-Петербургская гимназия (с 1831 - 3ья), Соляной переулок 12
1830 - 1ая - из Благородного пансиона (тот с 1817 г.), между ул.Звенигородской, Правды и Социалистической
1836 - 4-я (Ларинская) на Васильевском острове, 6 линия, 15
1845 - 5-я, в Коломне, ул. Римского Корсакова, 73
1862 - 6-я, ул. Зодчего Росси, 5
1879 - 7-я (из прогимназии, основанной 1867 г.), Кирилловская 11
1882 - 8-я (из прогимназии, основанной 1874 г.), ВО, 9 линия, 8
1882 - 9-я им.Петра Великого, б. Введенская (1781 г. - малое народное училище, 1804 - Введенское училище, 1862 г. - прогимназия) - Петербургская сторона, Большой проспект 37
1883 - 10-я (из прогимназии, основанной 1871 г.) - 1 рота Измайловского полка (1-ая Красноармейская) 3-5
1899 - 11-я (из прогимназии, основанной 1871 г.), Выборгская 3
1901 - 12-я (из прогимназии, основанной 1871 г.), Невский просп 68-40
1870 - гимназия при Петербургском историко-филологическом институте, ВО, Университетская наб. 11
1872 - гимназия имп. Человеколюбивого общества, наб.Крюкова канала, 15

Вроде по номерам были еще, но что-то в списке нет (может общая нумерация с частными была ?)
юзерпик

Лекционный бум достиг рекламных агентств

Пока что "наружки". На днях на длинном эскалаторе серой линии метро шла звуковая реклама бесплатного лектория торгового центра "Золотой Вавилон". Зазывают лозунгом "модно быть умным" - видимо, в надежде, что поговорка "раз такой умный, то чО такой бедный ?" уже не действует, и умные слушатели лекций - потенциальные клиенты ТЦ. Тенденция, конечно, забавная: так скоро лекции могут и до баров с пивными дойти ("самый умный бар", да) :-)